Литература
Зарождение
Первый финский идеал был выражен на шведском языке поэтом Ю. Л. Рунебергом в цикле стихотворений «Рассказы прапорщика Столя».
В 1849 году была издана композиция из национального наследия финского народа Элиаса Лённрота «Калевала». Своим творчеством один из основателей финского литературного языка, Алексис Киви продолжал создание национальной индивидуальности. Он создал первые финские пьесы, написал роман «Семеро братьев» (1870), который после небольшого сопротивления стал национальным символом. Этот роман обозначил начало перехода от идеалистического описания народа в духе романтизма к реализму. Это был труд во имя победы финского начала в области литературы и культуры.
Также Захариасом Топелиусом были написаны исторические романы в духе Вальтера Скотта. Его произведение «Рассказы фельдшера» было быстро переведено с шведского на финский.
Реализм
В конце XIX века европейская литература перешла на сторону реализма и натурализма, что несомненно повлияло на финскую литературу. Помимо этого, должный отпечаток наложила и русская литература, которая требовала полного соответствия действительности. Потому реализм Финляндии получил свой оттенок: истинные представители нации искались в глуши, герои испытывали потребность защищать женщин и малоимущих, раскрывалось множество недостатков.
Во главе этой «новой» литературы встали Юхани Ахо и Минна Кант. Юхани Ахо считал, что язык — это средство выражения психологической чуткости, потому и совершенствовал его. Он нашёл устойчивый символ в финской природе и пытался проникнуть глубже в мир эмоциональных переживаний. Минна Кант, в свою очередь, показывала разочарование и пустоту замужней женщины в своих пьесах и рассказах, начиная с «Жены рабочего».
Реализм развивался и всё глубже проникал во внутренний мир человека от К. А. Тавастшерна, Йоэла Лехтонена, Йоханнеса Линнанкоски, Франса Силланпяя и Вяйнё Линна к современным прозаикам, таким как Эва Йоэнпелто, Пааво Ринтала, Ханну Салама, Кристер Чильман.
Особенно тонко и чутко изображены истории женщин, чаще всего в пьесах, написанных Марией Йотуни, Хеллой Вуолийоки и Айно Каллас. Мария Йотуни углубляется в интеллектуальную и критическую сторону в своем романе «Простая жизнь». Великолепным выражением уважения простой финской крестьянке, которая несет на своих плечах всё село, стал цикл Хеллы Вуолийоки «Нискавуори». В своих романах «Усопшая в юности» и «Люди в летнюю ночь» Франс Эмиль Силланпяя, получивший в 1939 году Нобелевскую премию сумел столь же чутко раскрыть жизненные вопросы.
Новая поэзия
Вся поэзия Финляндии (в годы независимости) делится на два периода: романтизм и модернизм, отделяют которые годы Второй мировой войны.
В 1920-е годы поэты группы «Пламеносцы» прорубали окна в Европу и в экзотические страны. Видя захватившее Европу насилие, такие поэты, как Катри Вала и Эльмер Диктуниус начали бить тревогу и взывать к борьбе за мир. Близкой по духу и мыслям оказалась поэтесса Хагар Ульссон, которая в своей пьесе «Игра в снежки» (1939) точно предсказала политическую картину мира.
Окончание Второй мировой войны стало следующим этапом развития модернизма. Выдающимися поэтами того времени были Эва-Лииса Маннер, Пааво Хаавикко, Пентти Саарикоски и Ласси Нумми которые под влияние шведской поэзии того времени, выражали неуверенность того времени через философию, политику и историю.
Роман
Вторая мировая война очень сильно влияла на основные идеи и изложение мыслей романов. В начале войны был издан роман «Приличная трагедия» Хельви Хямяляйнен, который сначала никого не был принят публикой, но в 1990-х годах к роману был появлен интерес, когда Хямяляйнен получила литературную премию за стихотворение «Сон моего поколения», посвященно военному времени. Роман подавал читателям жизнь культурных кругов Хельсинки не с лучшей стороны.
В 1930-х годах был написан роман Марии Йотуни «Шатающийся дом», трагично описывающий брак, но он тоже был издан лишь 30 лет спустя, поскольку для достаточно большой промежуток времени, чтоб понять горький юмор этих женщин.
Ещё один автор — Мика Валтари с печалью и разочарованием в голосе описывал пустоту и неуверенность поколения, пережившего войну, в своём историческом романе «Синухе, египтянин», написанном в 1945 году.
Особо сильно на роман повлияло международное развитие. Писатели стали критиковать бюрократическую опеку со стороны государства, к примеру, Вейкко Хуовинен, видящий спасение человека в попытке вернуться к той древней простоте жизни, как в его романе «Овцееды» (1970).
В творчестве Алпо Руута продолжается подробное описание жизни рабочих (к примеру, в романе «Жилье»), а также затрагиваться тема безработицы (в романе «Родина»). Главными темами романов становятся бессилие и угнетённость.
Системы защиты людей становится настящей угрозой в романах Олли Ялонена. За кулисами обитают лишь позор и насилие, что показано в романе «Гостиница для живых».
Арто Паасилинна описывает столкновение простого человека с правилами и ограничениями, накладываемыми обществом и государством, и возвещает о радости освобождения от этих правил. Паасилинна получил признание по всему миру. Помимо него, широкую известность за пределами Финляндии получили Лайла Хиетамиэс и Калле Пятало, которые писали романы, основываясь на своих детских воспоминаниях.
Своей социальной сатирой на буржуазное общество стал известен финский писатель Мартти Ларни, книги которого переводились и были известны в СССР: в 1959 году был опубликован перевод романа-памфлета «Четвёртый позвонок, или Мошенник поневоле» (1957), а в 1961 году — сатирического романа «Прекрасная свинарка, или Воспоминания экономической советницы Минны Карлссон-Кананен» (1959).
Голос женщин
Огромное количество произведений было написано женщинами. В этих произведениях удивительно тонко показано, как женщины приспосабливаются к суровой реальности, критикуя собственные грезы, что подтверждает их необходимость. Аннику Идстрём интересует влияние силы запретов и зла на межличностные отношения. В романе «Мой брат Себастиан» (1985 год) показана совершенно дикая борьба между матерью и ребенком за власть. «Сонья О. была здесь» — нашумевший роман Аньи Кауранен, в котором описаны переломные моменты жизни женщины и трудности её пути. В своих романа Кауранен балансирует между светлыми мечтами и жалкой реальностью.
Детская литература
Самый известный финский детский писатель — безусловно, Туве Янссон. Её повести про муми-семейство переведены на десятки языков мира.
Из современных детских писателей можно назвать Маркуса Маялуому, Ханну Мякеля (финск. Hannu Mäkelä), Тимо Парвелу (финск. Timo Parvela), сестёр Синикку и Тийну Нопола.
Драматургия
Финская пьеса отличается четким литературным характером: она затрагивает моральные вопросы жизни современного человека, таких как, насилие и власть, молодость и старость, история и современность. Юсси Парвиайнен в своих пьесах в красках описывает, как человек, в погоне за поверхностными модными тенденциями, оказывается в тупике. Йоуко Туркка разоблачает любовь и политику свои жестоким, но ироничным цинизмом.