информация и фото с сайта http://ru.wikipedia.org
Днепропетро́вск (укр. Дніпропетровськ; изначальное название Екатеринослав, при Павле I в 1797—1802 Новороссийск, просторечное название Днепр) — город, областной центр Днепропетровской области Украины.
Численность населения — 1 039 000. человек (2008); третий по численности на Украине после Киева и Харькова.
Расположен на обеих берегах среднего Днепра.
Центр Днепропетровской агломерации с населением 1 530 тыс. человек (другие города — Днепродзержинск, Новомосковск, Подгородное, Илларионово, Синельниково, Верховцево, Верхнеднепровск, посёлки — Кировское, Петриковка, Песчанка, Спасское, Орловщина, Волосское, Новоалександровка, Сурско-Литовское, Новониколаевка, Солёное, Кринички, Аулы, Царичанка).
Днепропетровск — крупный узел железных и шоссейных дорог. С 1995 года действует метрополитен — 1 незавершенная линия из 6 станций. Имеется международный аэропорт.
Днепропетровск
Сообщений 1 страница 20 из 60
Поделиться12009-06-03 18:03:20
Поделиться22009-06-03 18:03:49
Днепропетровск с древнейших времен до XVIII века
Место, в котором располагается нынешний Днепропетровск, с древности было благоприятным для обитания — за исключением тех тысячелетий палеолита, когда здесь проходила граница ледникового щита. На территории города и ближайших окрестностей открыты стоянки человека эпохи каменного века (40-16 тыс.лет. до н. э.), неолитических охотников, кочевников: киммерийцев, скифов, сарматов(II тыс. до н.э. — начало I тыс. н.э.). Уже с тех незапамятных времен существовала связь по Днепру и Черному морю с Восточным Средиземноморьем. В III—IV веках в 40 км южнее Днепропетровска (у с. Башмачка)находился один из центров Готской империи, а возможно, и ее столица (Данпрстадт). Существовали поселения и в черте города. Затем через край прошли воинственные орды гуннов, аваров, булгар, мадьяр…
Предположительно в IX веке (870 г)на нынешнем Монастырском (Комсомольском) острове (ныне — в центре города) византийские монахи основывают монастырь. Место было выбрано не случайно: впервые остров упоминается в Житии св. Феодосия, как самый северный пункт, куда дошел в своей миссии Христианского учения один из учеников Христа — Андрей Первозванный. В дальнейшем стены монастыря не раз видели проплывающие по Днепру дружины киевских князей по пути на Крым или Константинополь, которые зачастую останавливались здесь на ночлег. Предположительно, монастырь был разрушен во время монгольского нашествия в 1240 г., однако с образованием Запорожского казачества стал восстанавливаться.
В устье Самары в XI—XIII веках находился торгово-ремесленный город, погибший в 1240 г. в числе первых при нашествии монголо-татар. (По другим предположениям, здесь с IX века располагался племенной центр уличей — г. Пересечень, жители которого после XIII века перебрались на другую сторону Самары, где основали тороговый городок Самар). Территория края вновь оказалась во власти кочевников.
В начале XV века литовцы вытеснили татар с правобережья Днепра, однако уже с середины века крымские ханы и обосновавшиеся в Приазовье ногайцы пытаются вернуть утраченные земли, что им частично удается (Нижний Днепр). Граница между Великим Княжеством Литовским и Крымским ханством проходит по Днепру и далее на восток — по Самаре — то есть по территории современного Днепропетровска. В это время население здесь из-за татарских набегов сильно сократилось, оттянулось на северо-запад, а за регионом закрепилось название Дикое поле.
Возрождение края началось с XVI века — после становления Запорожского казачества и организации ниже по Днепру Сечей, являвшихся преградой на пути татарских отрядов на север. Так, уже с 1500 или 1550 гг. известно поселение Самарь (Старый Самар) на территории нынешнего пос. Шевченко (Днепропетровск) в низовьях Самары — археологические находки подтверждают существование здесь крупного торгово-ремесленного пограничного поселения. В 1688 г. московскими властями здесь построена Новобогородицкая крепость, местное население перешло в соседние села. С 1564 г. упоминаются казацкие курени в Таромском, которое с 1704 года стало военной слободой. С 1596 г. известно поселение у переправы через Днепр — Каменка — ныне жилмассив Фрунзенский. Под 1600-м г. упоминается Богородицкое поселение (на территории пригорода — Подгородного). С 1648 года известен хутор Обуха (ныне — пос. Кировское).
В 1635 году польские власти для контроля над перемещениями беспокойных казаков у первого Днепровского порога построили крепость Кодак и поставили там гарнизон из наемников. В последующем крепость играла значительную роль в регионе, была административным центром Кодацкой паланки (округа) Запорожья. При крепости со временем образовалась слобода. Сейчас это село Старый Кодак на южной окраине города с остатками земляных валов (крепость была срыта после провала военной кампании Петра I по условиям Прутского договора с турками 1711 г.). Земли Запорожья вновь попали под контроль татар, однако право на разрушенный Кодак и окрестности они вскоре уступили Речи Посполитой. Контроль над краем Россия вновь обрела после войны с Османской империей 1735—1739 гг. Однако граница с Крымским ханством проходила всего лишь в 100 км южнее, что мешало освоению края, тем не менее, после войны возникают поселения по Днепру выше Кодака — Романково, Тритузное (1740), Каменское (Днепродзержинск)(1750), Сухачевка (1770), Диевка (1775). Над Кодаком появилось селение лоцманов — Лоцманская Каменка (известно с 1750 г.), хутор Чапли (с 1760-х), Одинковка (1776). Еще с 1732 г. известно с. Карнауховка (территория Днепродзержинска), а в 1736—1783 гг. в устье Самары располагалось российское укрепление — Усть-Самарский ретраншемент (ныне — Рыбальское).
В 1764 году на части земель Запорожских казаков была образована Новороссийская губерния с центром в г.Кременчуг.
В 1774 году, по завершении русско-турецкой войны 1768—1774 годов Крымское ханство из вассала Османской империи стало вассалом Российской империи. В Крым были введены русские войска, эпоха татарских набегов на славянские земли завершилась. В 1775 году Запорожская Сечь по решению императрицы Екатерины Второй была ликвидирована окончательно, ее земли присоединены к Новороссийской губернии, а из самой губернии выделена Азовская. Временно (1776—1778 гг.) резиденцией губернатора была Белевская крепость (ныне г.Красноград в Харьковской области).
Таким образом, к моменту основания губернского города, только в пределах черты современного города Днепропетровска уже располагался ряд населенных пунктов: Самарь (1500/1550, с 1688 — русская Новобогородицкая крепость), Таромское (1564), Каменка (1596), Новый Кодак (1650 или 1660), Половица (1743 или 1747—1794), Лоцманская Каменка (1750), Сухачевка (1770), Диевка (1775), Одинковка (1776). Возможно, существует историческая преемственность: г. Пересечень (IX—XIII века) — г. Самар (Старый Самар) (XIV—XVII века) — Новобогородицкая крепость(1688—1798). Екатеринослав обогнал по населению указанные села и городки только в начале следующего XIX века. В настоящее время указанные села входят в состав Днепропетровска, частично одноэтажная застройка снесена для постройки многоэтажных жилмассивов (Новые Кайдаки, Диевка, Каменка, Мандрыковка, Лоцманская Каменка), на месте бывшей казацкой слободы Половицы находится центр Днепропетровска.
Поделиться32009-06-03 18:04:11
Основание города Екатеринослав
В 1776 году, на реке Кильчень при впадении ее в Самару основан новый губернский город — Екатеринослав. Однако, ввиду неудачного географического расположения на болотистой местности и, как следствие, частых наводнений, болезней среди населения, которое успело достигнуть нескольких тысяч человек, просуществовал город здесь несколько лет.
22 января 1784 года издан указ Екатерины II об основании второго Екатеринослава на реке Днепр. Екатеринослав по первоначальному плану Екатерины Второй должен был стать «Третьей столицей Российской империи»[источник не указан 16 дней]. Официально город был основан во время визита Екатерины Второй, которая заложила первый камень в строительство Преображенского собора 9 мая 1787 года. Бывший Екатеринослав на Кильчени был оставлен в ранге уездного центра и вскоре «переведен» на место современного Новомосковска (в то время — с. Новоселица).
Губернские учреждения во время между 1-м и 2-м Екатеринославом (1784—1787 гг.) располагались в г. Кременчуге, откуда они были переведены в Екатеринослав только по указу Екатерины II в 1789 г.
Местоположение центра нового Екатеринослава (на холме) снова оказалось не очень удачным — сказывались трудности с водообеспечением. И городской центр стал постепенно «сползать» на запад, в низину, к Днепру, где ранее располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1743 г., когда на холме над ней поселился казак Лазарь Глоба и основал здесь сад (ныне — парк им. Глобы). Уже в 1790-х гг. казацкая слобода была поглощена Екатеринославом, сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.
Несмотря на энтузиазм и грандиозные планы генерал-губернатора края (с 1774 г.) Г. А. Потемкина по преврещению Екатеринослава в 3-ю столицу Империи, после смерти его (в 1791 г.) и Екатерины Второй (в 1796 г.), а также ввиду отсутствия средств в казне развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена лишь казенная суконная мануфактура, основанная в 1794 году. К 1796 г. в городе насчитывалось 11 каменных домов (в том числе дворец Потёмкина) и 185 деревянных домов, в то время как в соседнем Новом Кайдаке было 239 деревянных домов и мазанок. Население Екатеринослава составляло сначала лишь несколько тысяч человек (к 1804 г. — 6 389 человек).
В 1796 году Екатеринослав по указу нового императора Павла был переименован в Новороссийск.
Поделиться42009-06-03 18:04:31
Екатеринослав — век XIX
В 1802 император Александр I возвратил городу старое название.
Население Екатеринослава продолжало увеличиваться. Так, если в 1804 году здесь проживало 6 389 человек, то к 1853 году — 13 011 человек. В 1838 году начала выпуск первая газета города — «Екатеринославские губернские ведомости».
К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов. Промышленное развитие в первой половине XIX века было относительно слабым — действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных.
В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет (в 1884 г.) состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом.
Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных — в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окрестностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (после успешной советской модернизации действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население Екатеринослава резко выросло — в основном, за счет мигрантов — с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г.
В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай — 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений.
К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.
Поделиться52009-06-03 18:05:02
Днепропетровск — век XX
В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население — с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252,5 в 1910 г.
В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь, в частности, начинали свою революционную деятельность И. В. Бабушкин и Г. И. Петровский.
В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне (Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара).
В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно, петлюровцы и другие)
В 1918—1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 переименован в Днепропетровск — за счёт расположения на реке Днепр (укр. название Дніпро) и в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно).
25 августа 1941 г. город был оккупирован германскими войсками и позже попал в состав рейхскомиссариата Украина в качестве центра округа.
Освобожден 25 октября 1943 г. войсками 3 Украинского Фронта в ходе Днепропетровской операции.
После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 г. практически все эвакуированные на Восток заводы возобновили выпуск продукции. Кроме расширения и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как Южный машиностроительный завод (строился с 1944 г.), Днепровский машиностроительный завод, радиозавод (с 1945 г.), Приднепровская ТЭС (1952 г.), завод тяжелых прессов (1953 −1955), шинный завод (1956—1961 гг. — Всесоюзная ударная комсомольская стройка); трикотажная фабрика «Днепрянка», (1969 г.), завод «Полимермаш»: в дополнение к старым промышленным узлам — Западному и Северному — добавился Южный.
С 1955 г., после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948—1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне — Героев Сталинграда) — 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе (ныне пр.им. Газеты Правда) и ул. Косиора — т. н. «хрущевская» застройка. По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная.
В 1966 г. был сдан автомобильный Мост № 2 — самый длинный мост через Днепр («Новый мост»).
В конце 1960-х — 1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971—1983 гг.), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова.
В конце 1970-х −1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться многоэтажными домами верх ул. Рабочей. В это же время в Днепропетровске появился ряд зданий оригинальной архитектуры общественного назначения:
* Театр оперы и балета (1974)
* Диорама «Битва за Днепр»(1975)
* Летний кинолекторий в парке им. Шевченко (1977)
* новые корпуса Зенитно-ракетного военного училища (1978)
* новая гостиница в аэропорту (1979)
* новый цирк (1980)
* Дом архитектора (1980)
* Дом политпросвещения (1982)
* новая поликлиника УВД (1982)
* новое здание Горисполкома (1983)
* Железнодорожный почтамт (1983)
* реконструированы исторический музей (1977), Украинский драмтеатр им. Т.г. Шевченко (1979), кинотеатр «Родина».
Указом Президиума ВС СССР от 20 мая 1976 г. Днепропетровск награждён орденом Ленина.
В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн населения) в состав областного центра были включены г. Игрень, г. Приднепровск, с. Чапли и др.
До 1987 года — закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства (ПО ЮМЗ).
К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей. Однако в середине 1990-х (в основном, благодаря активности будущего премьер-министра Украины П.И.Лазаренко)сданы в эксплуатацию новый автовокзал и 1-я очередь метро (6 станций, 7,9 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена реконструкция центрального рынка «Озерка».
За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс.человек в 1959 г. до 1 млн 203 тыс.человек в 1991 году. После этого население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны ближнего (в основном в Россию) и дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья. Значительное количество днепропетровцев находится на заработках в Москве, Тюмени, Италии, Греции, Испании.
Поделиться62009-06-03 18:05:21
Днепропетровск — век XXI
С началом нового века жизнь города начала постепенно оживать после кризиса 1990-х годов. Начали появляться новостройки, новые торговые и торгово-развлекательные центры («Дафи», «Новый мост», «Материк», «Вавилон», «Цунами», «Гранд-Плаза». «Хай-тек»), автосалоны, кинотеатры современного формата. Сильно развилась сеть банковских учреждений.
В сентябре 2008 г. открыт после капитальной реконструкции под патронатом группы «Приват» стадион «Арена-Днепр» (ранее — стадион и вещевой рынок (в 1990-е)"Металлург"). Однако стадион не соответствует требованиям проведения матчей «Евро-2012». Реконструирована и прилегающая территория.
Вместе с тем, практически исчезли с улиц города автобусы большой вместимости, гораздо меньше стало троллейбусов и трамваев. Основная масса пассажиров перевозится маршрутными такси. Также накопился и ряд других проблем.
Поделиться72009-06-03 18:07:07
Главы города
06.1786-1787/Шевелев Иван - городской голова
1791- 179. Горяинов Дмитрий Емельянович - городской голова
1794- 179. Башмаков Петр Иванович - городской голова
1796- 179. Кустов Григорий - городской голова
1797- 179. Горяинов Дмитрий Емельянович - городской голова
1800- 180. Молчанов Кузьма - городской голова
1803- 180. Четвериков Петр - городской голова
1806- 180. Коханов Афанасий - городской голова
1809- 181. Четвериков Степан - городской голова
1811- 1812 Горяинов Дмитрий Емельянович - городской голова
1812- 1817 Колесников Иван Васильевич - городской голова
1818- 182. Киселев Демьян - городской голова
1821- 182. Колесников Иван Васильевич - городской голова
1825- 182. Рохлин Яков Андреевич - городской голова
01.1828- .04.1828 Пчелкин Иван Степанович - городской голова
04.1828- .09.1828 Колесников Иван Васильевич - городской голова
1830- 183. Дупленко Федор Сафронович -1847 городской голова
1833- 1834 Рохлин Яков Андреевич - городской голова
1834- 1836 Кирпишников Андрей Иванович - городской голова
1836- 183. Рохлин Яков Андреевич - городской голова
1839- 184. Артамонов Иван Тимофеевич - городской голова
1842- 1843 Тархов Илья Иванович - городской голова
1843- 184. Богданов Фома Федорович - городской голова
1846- 1847 Белявский Прокопий Андреевич - и.о.городского головы
1847- 1851 Ловягин Иван Изотович - городской голова
.04.1851- 185. Белявский Прокопий Андреевич - городской голова
1854- 1860 Ловягин Иван Изотович - городской голова
1860- 1861 Птицын Егор - и.о. городского головы
.11.1861- 1864 Ловягин Иван Изотович - городской голова
1864- 1864 Минаков Дей Михайлович - и.о.городского головы
1864- 186. Киселев Константин Демьянович -городской голова
1865- 186. Минаков Дей Михайлович - городской голова
1868- 186. Пчелкин Д. В. - городской голова
1871- 187. Минаков Дей Михайлович - городской голова
1877- 1885 Калабухов Петр Васильевич - городской голова
1885- 1888 Яковлев Иван Михайлович - городской голова
7.02.1889- 189. Толстиков Александр Яковлевич 29.08.1840-18.11.1905 городской голова
1893- 190. Греков Иван Гаврилович -1.01.1902 городской голова
1901- 1901 Толстиков Александр Яковлевич 29.08.1840-18.11.1905 городской голова
1901- 1902 Волков Петр Филиппович - и.о. городского головы
1902- .11.1905 Толстиков Александр Яковлевич 29.08.1840-18.11.1905 городской голова
.11.1905-26.11.1909 Эзау Иван Яковлевич - городской голова
1909-17.03.1917 Способный Иван Васильевич 1865- городской голова
1917- 1917 Макаренко Константин Игорьевич - и.о. городского головы
.08.1917- 1917 Осипов Василий Иванович - городской голова
1918- 1.02.1919 Эзау Иван Яковлевич - городской голова
1927- 1928 Рязанов Ф. председатель городского исполнительного комитета
1929- 1929 Богданова председатель городского исполнительного комитета
1929- 1933 Сорокин председатель городского Совета
1930- 1932 Зайцев Федор Иванович* 10(23).02.1897-1.09.1960 Первый Секретарь городского комитета партии
1933- 1933 Кисилев председатель городского Совета и горисполкома
1933- 1933 Голубенко Николай Васильевич 1897-9.03.1937 председатель городского Совета и горисполкома
1933- 1936 Гаврилов Иван Андреевич 1885-1937 председатель городского Совета и горисполкома
1934- 1934 Мирошниченко председатель городского Совета и горисполкома
1935- 1935 Беляев председатель городского Совета и горисполкома
1935- 193. Руденко председатель городского Совета и горисполкома
.12.1936- .07.1937 Ветров Петр Константинович 1903-15.09.1937 Секретарь Городского комитета партии
193.- 1937 Петриченко председатель городского Совета и горисполкома
.11.1937-24.02.1938 Коротченко Демьян Сергеевич 17(29).11.1894-7.04.1969 и.о. первого секретаря городского комитета КП(б)У
24.02.1938- .06.1938 Задионченко Семен Борисович 10.06.(22.06.)1898-19.09.1972 и.о. первого секретаря городского комитета КП(б)У
.06.1938- .07.1941 Задионченко Семен Борисович 10.06.(22.06.)1898-19.09.1972 первый секретарь городского комитета КП(б)У
1938- 1938 Хренов председатель городского Совета и горисполкома
1939- 1939 Мартынов председатель городского Совета и горисполкома
.12.1939- .07.1941 Щелоков Николай Анисимович 13(26).11.1910-13.12.1984 председатель городского исполнительного комитета
1941-1942 Клостерман штадткомиссар
1941- 194. Соколовский П. Т. председатель городской управы
1943- 194. Манзюк Николай Гаврилович Первый Секретарь Городского комитета партии
1943- 1944 Винник Г. П. председатель городского исполнительного комитета
1944- 1945 Герасимов председатель городского исполнительного комитета
/1945-/ 1947 Найденов Павел Андреевич* 1905-1967 первый секретарь городского комитета КП(б)У
1945- 1952 Гавриленко Николай Евстафьевич председатель городского исполнительного комитета
1947- 1950 Брежнев Леонид Ильич 6(19).12.1906-10.11.1982 первый секретарь городского комитета КП(б)У
1952- 1957 Распопов Николай Андреевич председатель городского исполнительного комитета
1957- 1963 Гавриленко Николай Евстафьевич председатель городского исполнительного комитета
1961- 1964 Чебриков Виктор Михайлович 27.04.1923- Первый Секретарь городского комитета партии
1963- 1964 Сокуренко Григорий Михайлович председатель городского исполнительного комитета
1964- 1967 Кармазин Борис Иванович председатель городского исполнительного комитета
1964- 1970 Яцуба Иван Васильевич 1913- Первый Секретарь Городского комитета партии
1967- 1970 Качаловский Евгений Викторович 20.03.1926- председатель городского исполнительного комитета
1970- 1974 Качаловский Евгений Викторович 20.03.1926- Первый Секретарь городского комитета партии
1970- 1974 Бойко Виктор Григорьевич 19.07.1931- председатель городского исполнительного комитета
1974- 1976 Бойко Виктор Григорьевич 19.07.1931- Первый Секретарь городского комитета партии
1974- 1981 Лях Иван Афанасьевич председатель городского исполнительного комитета
1976- 1983 Ошко Владимир Петрович 1930- Первый Секретарь Городского комитета партии
1981- 1989 Мигдеев Александр Васильевич 16.08.1938- председатель городского исполнительного комитета
1983- 1988 Омельченко Николай Григорьевич 16.06.1936- Первый Секретарь Городского комитета партии
.12.1988- 1991 Яцуба Владимир Григорьевич 1.07.1947- Первый Секретарь Городского комитета партии
.10.1989- .03.1991 Пустовойтенко Валерий Павлович 23.02.1947- председатель городского исполнительного комитета
.10.1990- 1991 Яцуба Владимир Григорьевич 1.07.1947- председатель городского Совета
.03.1991- .04.1993 Пустовойтенко Валерий Павлович 23.02.1947- председатель городского Совета
.04.1993- .06.1994 Меркушов Виктор Тимофеевич 30.07.1949- председатель городского исполнительного комитета и горсовета
.06.1994- .10.1999 Швец Николай Антонович 6.09.1955- председатель городского исполнительного комитета и городского совета
.04.1999- Куличенко Иван Иванович 7.07.1955 городской голова
Поделиться82009-06-03 18:07:33
Районы города
1. Амур-Нижнеднепровский
2. Бабушкинский
3. Жовтневый
4. Индустриальный
5. Кировский
6. Красногвардейский
7. Ленинский
8. Самарский
Поделиться92009-06-03 18:07:59
Части города
* Центр и Гагарина
o Вузовский
o Гагарина
o Монастырский остров (Днепропетровск)
o Набережная
o Нагорный
o Озерка
o Первое мая
o Победный
o Подгорная слобода
o Подстанция
o Половица
* Кирова и Рабочая
o Верхний
o Жандармская балка
o Кирова
o Красноповстанческая балка
o Рабочая
o Титова
o Шляховка
o Чечеловка
* Юго-восток
o Запорожский
o Каменоватая балка
o Коса
o Лоцманская Каменка
o Лоцманский
o Мандрыковка
o Победа
o Сокол
o Южный
* Юг и юго-запад
o 12-й квартал
o Героев Сталинграда
o Краснополье
o Мирный
o Тополь
o Шинник
* Левый берег
o Амур
o Березановка
o Березинский
o Воронцовский
o Калиновая
o Каменка
o Клочко
o Косиора
o Левобережный
o Нижнеднепровск
o Правда
o Северный
o Солнечный
o Фрунзенский
o Янтарная
* Запад
o Аптекарская балка
o Горяиново
o Диевка
o Западный
o Коммунар
o Красный Камень
o Парус
o Сухачевка
o Таромское
* Приднепровск
* Северо-восток
o Игрень
o Одинковка
Поделиться102009-06-03 18:08:15
Пригороды
* Авиаторское (Аэропорт)
* Александровка
* Баловка
* Васильевка
* Волосское
* Горького
* Горяновское
* Днепровое (старое название "Ямбург")
* Дорогое
* Золотые ключи
* Илларионово
* Кировское (старое название "Обуховка")
* Любимовка
* Новоалександровка
* Новое
* Опытный
* Партизанское
* Перше Травня
* Подгороднее
* Проминь
* Сад
* Старые Кодаки
* Сурско-Литовское
* Юбилейный
Поделиться112009-06-03 18:09:31
Население
На 1 марта 2008 года население города — 1039 тыс. человек.
Этнический состав по области на 2001 год:
Национальность Численность (чел.) Процентное соотношение
Украинцы 2825,8 тыс. 79,3%
Русские 627,5 тыс. 17,6%
Белорусы 29,5 тыс. 0,8%
Евреи 13,7 тыс. 0,4%
Армяне 10,6 тыс. 0,3%
Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2%
Поделиться122009-06-03 18:11:25
Известные люди
В городе родились или жили:
* Герой Советского Союза Александр Матросов
* легендарный ученый Яворницкий, Дмитрий Иванович: историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель;
* ученый-краевед, исследователь, первооткрыватель Криворожского железорудного месторождения, основатель местного исторического музея Александр Поль
* Генеральный конструктор ракетно-космической техники Михаил Кузьмич Янгель
* ученый, астроном Борис Александрович Воронцов-Вельяминов
* государственные деятели: Леонид Ильич Брежнев (родился в Днепродзержинске); Владимир Васильевич Щербицкий (родился в Верхнеднепровске); Алексей Федосеевич Ватченко; Леонид Данилович Кучма; Юлия Владимировна Тимошенко; Лазаренко, Павел Иванович; Пустовойтенко, Валерий Павлович; Щелоков, Николай Анисимович; Чебриков, Виктор Михайлович; Михаил Владимирович Родзянко.
* один из величайших скрипачей ХХ века Леонид Коган
* художник Илья Кабаков и скульптор Вадим Сидур, в городе Днепропетровске родился художник Ростислав Горелов
* актёры Лия Ахеджакова, Родион Нахапетов, Сергей Гармаш
* певцы Александр Ворошило и Иосиф Кобзон
* музыкант Роман Мирошниченко
* педагоги Лина Курдюкова, Юрий Красный
* писатели и поэты Александр Сергеевич Пушкин (был проездом во время ссылки], Александр Галич, Елена Ган (мать Елены Блаватской), Быстряков, Александр Григорьевич, Фридрих Горенштейн, Анатолий Днепров, Дмитрий Кедрин, А. Р. Палей, Валерьян Подмогильный, Ян Сатуновский, Михаил Голодный, Михаил Светлов, Олесь Гончар, Виктор Корж, Александр Завгородний, Владимир Сиренко, Иван Сокульский, Ирина Прокопенко, Виталий Старченко, Надежда Тубальцева, Леся Степовичка, Владимир Буряк, Анатолий Шкляр, Семён Бурда, Валентин Морозов, Валерий Пайков, Аркадий Штыпель
* военачальники: Командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов; Герой Советского Союза Алексей Николаевич Потёмкин (почётный гражданин Днепропетровска)
* спортсмены: Рахманов Султан, Иван Антонович Федчишин, Михаил Михайлович Веретенников, олимпийская чемпионка Оксана Баюл.
* современные бизнесмены: Виктор Пинчук (корпорация «Интерпайп»), Игорь Коломойский (корпорация «Приватбанк»), Сергей Тигипко («Приватбанк», затем «ТАС»), Вадим Ермолаев (корпорация «Алеф»), Валерий Шамотий (корпорация «Логос»).
Поделиться132009-06-03 18:11:37
Климат
Климат умеренно-континентальный, теплый. Сильное воздействие оказывает Днепр, увеличивается влажность воздуха в весенне-осенний период. Раз в 10-15 лет температура воздуха может опускаться до минус 25 и ниже.
Поделиться142009-06-03 18:11:54
Экономика
Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (металлургические заводы им. Петровского, им. Бабушкина, им. Ленина, Коминмет, им. Карла Либкнехта (трубопрокатный)), металлообработка и машиностроение (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины — ПО ЮМЗ) и другие отрасли промышленности (Завод тяжелых прессов, ОАО «Днепрошина», вагоноремонтный завод, радиозавод. Электроенергетическая отрасль представлена Приднепровской тепловой электростанцией.
Пищевая отрасль известна по таким торговым маркам, как «Олейна», «Алан», «Фаворит», «Юбилейный», «Козацька розвага», «Бон Буассон», шоколад «Миллениум», молочная фабрика «Рейнфорд», молочный комбинат «Приднепровский», рыбопродукты «Айсберг», водка «Столетов», водка «Карат». После Второй мировой войны в городе был запущен Днепропетровский комбинат пищевых концентратов — первый в СССР производитель кукурузных хлопьев. В строительном бизнесе крупнейшие предприятия -«Созидатель», «Мастер», «Ольвия».
Развито банковское дело (в Днепропетровске находится главный офис крупнейшего на Украине банка — ПриватБанка), торговля — здесь находится крупнейший продовольственный рынок Украины — Озёрка, а также множество торговых центров (сети «АТБ», «Терра/Варус», «Оливье», «Большая ложка», «Велика кишеня», «Рейнфорд», «Караван», «Метро», «Новая линия», «Эпицентр».
В Днепропетровске находится дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци.
Поделиться152009-06-03 18:12:14
Транспорт
Внутригородской транспорт представлен троллейбусными и трамвайными линиями, а также развитой сетью маршрутных такси.
С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен. На конец 2007 года открыто 6 станций: Коммунаровская, Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км. Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального железнодорожного вокзала к центру города находятся две станции: Театральная и Центральная.
В перспективе общая длина первой линии составит 11,8 км с 9 станциями. Развитие метро предусматривает строительство в обозримом будущем до 80 км путей с тремя линиями.
На городских маршрутах в среднем в сутки работает (2007 г.): 213 трамваев, 158 троллейбусов, 4 поезда метро (по 4 вагона), 128 автобусов большой и средней вместимости, 2255 микроавтобусов, 1200 легковых такси,
Протяженность маршрутов составляет (кольцевое расстояние): трамвайных 176,9 км, троллейбусных 412,6 км метрополитена 7,9 км автотранспортных 2410 км
Также в Днепропетровске расположено: два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Южный), международный аэропорт, речной и автовокзалы (центральный автовокзал и автостанция «Новый центр»).
Поделиться162009-06-03 18:12:31
Мосты
* Амурский (Старый) мост — построен к 1884 г., стоил около 4 млн рублей. Был спроектирован крупнейшим русским инженером-мостостроителем профессором Н. П. Белелюбским, был сооружен и торжественно открыт 18 мая 1884 г., одновременно с открытием Екатериненской железной дороги. А до этого, на протяжении почти двух веков, река Днепр стояла преградой на «большой дороге» из Батурина через Гадяч, Полтаву, Кобеляки, Перевалочну, Сичу до Перекопа. Чтобы преодолеть ее, был устроен перевоз. На правом берегу его находилась слобода Новые Кайдаки, а на левом берегу — слобода Каменка (ныне часть жилмассива Фрунзенский).
* Кайдакский мост позволил транзитному автотранспорту следовать по дороге Киев — Донецк без заезда в город, и дал возможность развить жилищное строительство на левом берегу реки. 10 ноября 1982 г. мост был торжественно открыт. Длина его 1732 м, 3-рядное движение автотранспорта в обе стороны. По центру его 17 декабря 1996 г. был пущен трамвай.
* Мерефо-Херсонский железнодорожный мост — самый первый мост, построенный в форме дуги. Необходимо было провести железнодорожную ветку на юг, и это являлось невыполнимой задачей, поскольку станция Нижнеднепровск на левом берегу Днепра находилась левее станции Южного вокзала, и соединить их прямой линией было невозможно, поскольку основная ветвь с востока на запад проходила как раз через Центральный вокзал, и никак не сворачивала обратно восточнее. Перед инженерами-проектировщиками и маркшейдерами была поставлена задача — соединить несоединяемые станции. В течении нескольких лет проектировался мост и рассчитывалось растяжение и нагрузка на изгибе дуги. Этот мост является теперь одним из уникальнейших сооружений Украины.
* Центральный (Новый) — автомобильный мост, связывающий центр города с левобережной частью (выход на проспект им. г. Правды.) Этот мост самый длинный на Украине.
* Южный мост является частью восточной дуги объездной дороги вокруг города, которая находится в стадии строительства. Длина моста 1248 метров, ширина 22 м. Строился этапами с 1982 по 1993 и с 1998 по 2000 гг. Открыт в декабре 2000 г. В 2002 году закончено сооружение дорожной развязки на левом берегу, построен путепровод через железную дорогу.
Поделиться172009-06-03 18:12:42
Образование, культура
В городе в 2003 году насчитывалось 158 общеобразовательных школ.
В 2006 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.
В 2008 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по математике.
В 2009 году Днепропетровск принимал полуфинал Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию (восточный регион).
Поделиться182009-06-03 18:12:59
ВУЗы
В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учета филиалов других ВУЗов):
* Днепропетровский национальный университет
* Национальный горный университет
* Национальная металлургическая академия Украины
* Украинский государственный химико-технологический университет
* Днепропетровский государственный университет внутренних дел (бывшая Высшая школа МВД, Юридическая академия МВД)
* ПГАСА Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
* Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени ак. Лазаряна (бывший ДИИТ)
* Днепропетровский аграрный университет
* Днепропетровская финансовая академия
* Днепропетровский университет экономики и права
* Днепропетровский информационно-юридический лицей
* Академия таможенной службы Украины
* Днепропетровский государственный университет физкультуры и спорта
* Днепропетровская государственная медицинская академия
* Днепропетровский институт Межрегиональной Академии Управления Персоналом
Всего в ВУЗах города обучается около 55 000 студентов
Поделиться192009-06-03 18:13:10
Музеи
* Художественный
* Днепропетровский исторический музей
* Литературный
* Диорама «Битва за Днепр»
* Дом музей Елены Петровны Блаватской
* Зоологический музей ДНУ
* Литературное Приднепровье
* Мемориальный дом-музей академика Д. И. Яворницкого
* Мемориальный дом-музей И. В. Бабушкина
* Музей истории комсомола (Университет воинских искусств Музейно-культурный комплекс)
* Музей Истории развития финансовой системы Днепропетровской области
* Музей истории университета железнодорожного транспорта
* Музей монет Украины
* Музей спортивной славы спорт-клуба «Метеор»
* Музей дома культуры УВД
Поделиться202009-06-03 18:13:19
Музеи истории ВУЗов
* Музей истории Государственной инженерно-строительной академии Украины
* Музей истории Днепропетровского государственного аграрного университета
* Музей истории Днепропетровского Национального Университета
* Народный мемориальный дом-музей им. Г. И. Петровского
* Народный музей истории Государственного химико-технологического университета Украины
* Народный музей истории Государственной медицинской академии Украины
* Народный музей истории Государственной металлургической академии Украины
* Народный музей истории Национального Горного Университета