Древняя история
Подобно Ксоло, ранняя история Перуанских остается неясной, полная фольклора и противоречий. Однако, определенное существование туземных голых собак в Эквадоре и Перу добавляет еще один пункт в загадку происхождения голой собаки. Испанский конкистадор Франциско Пиззаро (примерно 1476-1541 гг.) в 1533 году, экспедиция Кука, которая исследовала Южную Америку на борту Endeavor в 1769 году, хорошо задокументированная исследовательская экспедиция Чарльза Дарвина в 1830 году, и картограф Дж. фон Чуди в 1844 году - все отмечают наличие голых собак вдоль побережья Перу. Изучение Гловера Аллена также подтверждает, что род голых собак распространен на широкой области Эквадора и Перу.
Дарвин был ошеломлен суровыми условиями жизни, с которыми он столкнулся во время исследования Южной Америки. По его мнению, туземные популяции были абсолютно зависимы от своих собак по многим причинам. Хотя их источники животного белка включали немного больше видов, чем в Мексике (ламы, морские свинки и альпаки), истощенные животные рессурсы также создавали трудности ранним жителям. Анденский хроникер Фелипе Гуаман Пома де Аяла задокументировал практику потребления собачьего мяса среди перуанских племен. Как и в Мексике, это была культура, ориентированная на собак по необходимости, и их все ценили по тем же причинам.
Места захоронений, содержащие останки собак, были раскопаны во многих районах Перу, большинство из них в прибрежных регионах. Они указывают на долгую традицию этой практики, датированную 200 гг. до н.э. - 1490 г.н.э. Но у нас нет доказательств, что как и в Мексике в это же время, голые собаки были предпочитаемым выбором для церемоний с покойным. Нет каких-либо точных доказательств, что голые собаки селекционно разводились, для того чтобы достигнуть единого типа. Их описание XVII-XVIII веков во многом расходится.
Хотя Перуанские во многом похожи на Ксоло, и наиболее примечательно обладание тем же доминантным свойством бесшерстности, какая-либо связь между двумя породами оставалась до недавнего времени только предположением. Увидев обе породы во время своей исследовательской экспедиции, Дарвин отметил, что мексиканская Ксоло была предшественником перуанской голой собаки. До недавнего времени FCM не классифицировала их как две различные породы. Но без какого-либо доказательства контакта между древними мексиканскими и южно-американскими цивилизациями какая-либо возможная связь между породами остается только предположением.
В 1990 году решающее доказательство контакта между Майя в Мексике и Моче и Чиму в Перу было окончательно установлено. По демонстрации техники ковки металла, долго совершенствуемой в Южной Америке и внезапно появившейся в Мексике за 700 лет до прибытия европейцев, антропологи поставили точку в этом вопросе. Сравнительный анализ ремесленных изделий из обоих регионов подтвердил ранний контакт и торговлю между этими до-колумбовыми народами Перу и Колима. Ремесленные изделия Майя того же периода также подтверждают, что должна была присутствовать торговля с другими культурами. Иностранные товары и изменения в архитектурном и живописном стилях могут быть объяснены только влиянием извне. Пиззаро даже описал большие парусные плоты полные людей, животных (возможно Ксоло) и текстильных изделий, направляющиеся для торговли в Перу.
Другая современная теория антрополога Дональда Латрапа утверждает, что голые собаки были первой породой в Эквадоре у народа Чоррера ранних 500 гг. до н.э. Он верит. что эти южно-американские собаки были одомашнены в Эквадоре как источник еды и позже распространились оттуда в Перу и западную Мексику. Короче говоря, древнее существование голых собак в Южной Америке больше не обсуждается.
Их возможное развитие в отдельную породу в этом регионе еще более трудно для документирования. Климат этого региона не так уж подходит для голых собак, поэтому их сохранение предполагает, что их использование должно было перевешивать заботу по их содержанию.
В соответствии с Дж. фон Чуди в 1844 г.: "Эта собака есть, главным образом, на побережье. Потеря ею меха сделала возможным выдерживать холод более высокогорных внутренних районов страны только при заботливом уходе".
Интересно отметить, что хотя Чуди информирует нас, что было необходимо защищать голых собак от холода при этих условиях окружающей среды, он забыл упомянуть какую-либо практику ограничения дневного света как защиту от солнца. Это предположение является главной частью легенды о Перуанской Орхидеи Инков. Точная информация о породном типе или развитии трудно документируется по нескольким причинам. Ни одна из южно-американских культур не обладает литературными произведениями подобно пиктограммам до-колумбийских мексиканских цивилизаций. В дополнение, культурные традиции Инков были сравнительно более новыми, чем в древней Мексике. Например, многие обычаи тольтеков были заимствованы и продолжены ацтеками. Но инковский культ солнца исчез вместе с правящим классом, когда прибыли испанцы в 1533 году. Эта быстрая кончина целой религии означала, что верование не долго существовало внутри основной популяции.
В отличие от ацтеков, которые систематически разорялись, завоевывались и заносились в летопись европейцами, инки не оказались такими легкими жертвами для археологического изучения. В ответ на вторжение Пиззаро инки отсупили в непроходимые южно-американские джунгли, там они создали цепь тайных городов - государств в долине с умеренным климатом Урубамба. Действительное существование этих легендарных империй инков было под вопросом в течение столетий, подлинные записи каких-либо аспектов жизни инков были скудные. Многие вопросы о древних инках остаются без ответа и по сей день.
Потом американским археологом Ирамом Бингамом в 1911 году был открыт почти безупречно сохранившийся мифический город Мачу Пикчу. Опасно помещенный на горном кряже между двумя горными вершинами он оставался спрятанным в течение столетий.
Раскопки в Пикчу принесли много связанных с собаками ремесленных изделий, собачьих мумий и, наконец, одну характерную нижнюю челюсть голой собаки, которая подтверждает, что голые собаки сопровождали инков в их отступлении. Наша современная информация об итории Перуанских Голых ограничивается этими археологическими находками. По ней невозможно установить ни появление этих древних голых собаки, ни разведение их в соотвествии с определенным типом. Даже породный стандарт FCI допускает недостаток информации о происхождении породы.
Современная история
Сегодня Перуанские описываются как туземный вид Южной Америки, голая борзая. FCI классифицирует породу как примитивный тип/собака-компаньон.
Интерчемпион, Чемпион России, Мультичемпион Многие любители породы предполагают, что смешение с породами борзых Старого Света, подобно грейхаунду, привнесло признаки борзых в первоначальный тип Ксоло после 1500 гг. Но не существует доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Соответствие преобладающему типу борзых, как известно, круто расходится внутри породы. Некоторые туземные южно-американские популяции собак сейчас возвращаются к точке, где они наиболее близки к Ксоло по внешнему виду. Коротконогий коренастый тип и стройный тип борзой - оба существуют в породе. Стандарт FCI разрешает также очень широкий ряд размеров.
Порода впервые была признана в своей родной стране в 1980 году. К удивлению, основателем перуанской породы был американец Фред Дрю. Живя и работая в Лиме, Перу в нем проснулся интерес к этим необычным местным собачьим, и он решил выполнить организованную программу разведения. К тому времени типичные чистокровные особи совершенно исчезли. Он исследовал перуанские прибрежные деревни и, в конечном счете, нашел подходящую пару базовых собак. Его программа разведения фокусировалась на собаках большого размера. Д-р Хосе А. Торре Феррара из Перуанского кеннел Клуба позже занялся изучением породы и сформулировал первый официальный стандарт. Позже он был видоизменен Эрманом Маньеро, выдающимся породным авторитетом, и 12 июня 1985 года принят FCI. Порода остается очень редкой в Перу, в 1997г. зарегистрировано только 12 щенков, хотя породные авторитеты оценивают местную популяцию в 3500 особей.
В 1986г. был образован Американский Клуб Перуанской Орхидеи Инков для регистрации и развития породы. Сейчас в Соединенных Штатах зарегистрировано приблизительно 200 Перуанцев.
Известная в этой стране как Перуанская Орхидея Инков, американскими заводчиками порода развивалась в крайней степени как борзой тип, в противоположность к типу Ксоло, пользующимся преимуществом в своей родной стране. Это является результатом чрезвычайно ограниченного генофонда в сочетании с очень различными породными стандартами. Американский стандарт Перуанской Орхидеи Инков придает большее значение внешним признакам, чем функциональным, например, окрасу и отметинам. Этот стандарт также содержит некоторые заслуживающие внимания различия со своим преуанским предшественником, что позволило Перуанской Орхидеи Инков развиться в одну из наиболее экзотически выглядящих американских пород.
В дополнение к признанию обоих разновидностей: голой и пуховой, американский стандарт допускает только один из трех размеров, разрешенных в Перу. Американские Перуанцы примечательны своим разбросом окрасов и характерными пятнами. Большое темное ромбовидное пятно между ушами является в чрезвычайной степени желательным признаком, не отмечаемым стандартом FCI. Пуховые особи могут проявлять разнообразие красов и отметин на белом фоне, в то время как голая разновидность может быть розовой с теми же вариациями окраса и отметинами или любого сплошного окраса.