Источник: http://sportgymn.net.ru
Опорный прыжок
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22008-12-24 23:24:38
Прыжок ноги врозь толчком о дальнюю часть коня
Длина разбега 14-16 м. Мостик устанавливается на расстоянии 60-70 см от коня. Замах с легким прогибом, как правило, не превышает 25-30° (рис. 7). Гимнаст ставит руки на снаряд значительно впереди туловища, под углом более 90°. Если угол меньше, плечи сваливаются вперед и толчок выполняется «под себя» (как при игре в чехарду). После такого толчка полет будет низким. Разведение ног в стороны и сгибание их в тазобедренных суставах происходит только с началом толчка руками. После правильного отталкивания руками разгибание происходит главным образом за счет поднимания плечевого пояса вверх. Зафиксировав положение ноги врозь прогнувшись, гимнаст начинает подготавливаться к приземлению. Он соединяет ноги и несколько сгибается в тазобедренных суставах, чтобы, встретив опору, задержать движение тела вперед и обеспечить устойчивость в момент приземления. Спортсмен приземляется на носки напряженных ног и быстро переходит на всю стопу (для большей устойчивости). Благодаря незначительному сгибанию ног гасится горизонтальная скорость, полученная при прыжке, и гимнаст переходит в основную стойку. В практике встречаются два варианта исполнения прыжка. Первый; прыжок выполняется способом ноги врозь лётом. Величина сгибания в тазобедренных суставах к моменту окончания толчка руками незначительная, в пределах 25-30°. Второй вариант; согнувшись. Он характеризуется большим сгибанием в тазобедренных суставах (80-90°). Более перспективен первый вариант.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Уверенное выполнение учебных заданий, рекомендуемых для овладения основными фазами опорного прыжка (прыжков в глубину, полета-кувырка на горку на 5-6 гимнастических матов и т.д.).
2. Прыжок ноги врозь через козла высотой ИСК-120 ем, мостик на расстоянии 1 м. Приземление не ближе 150 см от снаряда.
Б. Основные упражнения.
1. Прыжок ноги врозь через двух козлов, поставленных вплотную, толчком руками о дальний снаряд. Выполнять разбег, не снижая скорости перед наскоком на мостик. Следить за тем, чтобы тело в полете было выпрямленным и руки полностью вынесены вперед.
2. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 120 см с положенным на него гимнастическим матом в поролоновую яму. Прыжок выполнять на полной скорости и с замахом. Обратить внимание на дальность приземления.
3. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 120 см с приземлением в стойку ноги врозь на горку матов, уложенных вплотную к коню на одном с ним уровне. Обратить внимание на высоту взлета после толчка руками и полное выпрямление в полете. Страховка; страхующий становится у места приземления и поддерживает гимнаста под грудь и за руку выше локтя.
Поделиться32008-12-24 23:25:02
Прыжок лётом
После толчка ногами спортсменка летит к коню по пологой и низкой траектории, делая короткий замах назад (рис. 9). Угол между телом и горизонтальной плоскостью в момент постановки рук на коня должен составлять 35-40°, между руками и туловищем -170-175°. После постановки рук тело амортизирует, замах назад прекращается и начинается движение, сходное с акробатическим курбетом, когда предварительно натянутые мышцы передней поверхности тела сокращаются со сгибанием тела. В это же время происходит короткий и мощный толчок руками, сопровождаемый уменьшением угла между руками и туловищем и быстрым надавливанием руками на опору. Толчок необходимо закончить не позднее момента, когда руки гимнастки приблизятся к вертикальному положению. Сразу же после быстрого сгибания начинается активное разгибание тела. Руки после толчка из положения вперед по отношению к телу продолжают движение вниз и затем назад. Такое движение в безопорном положении способствует подъему плеч. Длина полета после толчка руками имеет определенное значение для качества прыжка и его зрелищного восприятия. Это расстояние зависит от скорости разбега и правильного исполнения последующих фаз. Однако надо помнить, что увеличение скорости разбега обычно требует изменений во всех фазах прыжка: мостик от коня отодвигается на большее расстояние, время толчка руками сокращается, разгибание тела в замахе и последующее сгибание-разгибание выполняются резче, мощнее. Таким образом, качество выполнения прыжка лётом тесно связано и с совершенствованием скоростно-силовой подготовки.
Обучение.
А. Исходная база.
Прыжок согнувшись с предварительным махом назад.
Б. Основные упражнения.
1. Прыжок лётом через коня в ширину высотой 120 см с амортизационным устройством в положение лежа на горку поролоновых матов, лежащих за конем на одном с ним уровне (дальний край приподнят на 20 см). При выполнении прыжка главное внимание уделять правильному сочетанию разгибания, сгибания и разгибания тела с толчком руками.
2. Прыжок лётом через коня в ширину с приземлением в поролоновую яму. При выполнении упражнения добиваться больших фаз полета за счет повышенной скорости разбега и быстроты действий в основных фазах прыжка.
3. Прыжок лётом через коня в ширину с приземлением на ноги на горку поролоновых матов высотой 40-60 см. При выполнении прыжков добиваться высоты полета после толчка руками во второй полетной фазе.
Поделиться42008-12-24 23:25:38
Прыжок лётом с поворотом на 360 толчком о дальнюю часть коня
Красивый и сложный прыжок впервые продемонстрировали на крупных соревнованиях советские гимнасты. К моменту касания руками снаряда слегка прогнутое тело гимнаста должно находиться под углом 10-20° к горизонтали. Отталкиваясь, спортсмен резко сгибается в тазобедренных суставах. Угол сгибания достигает 124-130°. Сила толчка руками превышает собственный вес спортсмена в 4-4,5 раза. Время толчка 0,13-0,14 с. Отталкивание выполняется так же, как и в прыжке без поворота. Ранний разворот ног и таза (в сторону, одноименную повороту), а также разновременный толчок руками - грубые ошибки, отрицательно влияющие на выполнение заключительной фазы прыжка. Лучшие гимнасты-прыгуны начинают поворот тела только после окончания толчка руками. Из приведенных двух контурограмм видно, что гимнасты начинают поворот одинаковыми действиями: отводят руку, одноименную повороту, вниз, разноименную - вверх и одновременно разгибаются в тазобедренных суставах. Эти действия являются ведущими. Поворот целесообразно начинать из согнутого положения тела. В этом случае гимнаст правильнее выполняет необходимые для поворота конусообразные вращательные движения верхней и нижней частью тела. Поворот головы начинается значительно позже, чем поворот плечевого пояса, а заканчивается раньше. В результате этого облегчается ориентировка в пространстве.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Прыжок лётом толчком о дальнюю часть коня.
2. Владение безопорными поворотами на батуте и других снарядах.
Б Основные упражнения.
1. Из положения лежа согнувшись на животе, на свернутой акробатической дорожке или горке матов, разгибаясь, поворот на 360° в и.п.
2. Прыжок вверх на батуте, приземление в положение лежа и отскок с разгибанием и поворотом на 360° в то же положение.
3. Прыжок лётом с поворотом на 360° толчком о дальнюю часть коня с приземлением на стол, поставленный наклонно к коню (дальняя его часть на 30-50 см выше ближней, на столе - маты). Выполнив поворот, гимнаст должен сделать перекат с ног на грудь в положение лежа на матах. Поворот должен быть закончен до момента касания ногами матов.
4. Прыжок лётом с поворотом на 360° с приземлением в поролоновую яму.
Поделиться52008-12-24 23:26:20
Прыжок переворотом вперед прогнувшись толчком о дальнюю часть коня
Угол вылета после толчка ногами находится в пределах 75-80. Взлетая вверх, гимнаст быстро отводит ноги назад до слегка прогнутого положения. К моменту постановки рук тело гимнаста должно находиться под углом 55-60° к оси снаряда. Напрыгивать точно в стойку на руках не имеет смысла, так как в этом случае гимнаст не сможет выполнить высокий и далекий полет во второй части прыжка. Отталкиваясь от коня руками, спортсмен должен сделать рывковое движение туловищем, стремясь как бы вытянуться в одну прямую линию. Толчок руками должен быть коротким (0,14-0,16 с). Во время толчка не следует наклонять голову на грудь. Отталкиваясь, необходимо стремиться взлететь вверх, не создавая при этом сильного вращения туловищем вперед. Положение рук, принятое к моменту окончания толчка, нужно сохранить до приземления. Перед приземлением не сгибаться, голову держать прямо.
Обучение.
А. Исходная база.
1. На акробатической дорожке с разбега переворот вперед толчком двумя ногами.
2. Кувырок прогнувшись на горку катав (100-110 см) через веревочку, протянутую перед мостиком на высоте 130-150 см.
Б. Основные упражнения.
1 Стоя па коне, толчком одной и махом другой стойка на руках и в темпе переворот вперед (желательно не сгибая рук в локтевых суставах). Добиться четкого приземления.
2. С разбега переворот вперед через горку матов. Высоту постепенно увеличивать (с 50-100 до 120-130 см). Переворот выполнять, не сгибаясь в тазобедренных суставах (в первой и второй фазах полета).
3. С батута прыжок переворотом вперед через коня в длину. Обратить внимание на стопорящий толчок руками и вылет после отталкивания ими.
4. Прыжок переворотом вперед через коня в длину с положенным на него матом, приземление в поролоновую яму. Прыжок выполнять на полной скорости, следить за дальностью приземления.
В. Затруднения в обучении.
К моменту постановки рук тело незначительно согнуто в тазобедренных суставах.
1. После толчка ногами отсутствует движение ног назад. Повторить упражнения Б-2, Г-1.
Медленное выполнение переворота.
2. Низкая скорость разбега, сгибание рук при толчке. Обратить внимание на упражнения А-2, Б-1, Г-4. Недостаточный взлет после толчка руками.
3. Толчок руками нестопорящий, не со¬провождается рывковым движением туловища. Выполнить упражнения Б-3, Г-2, 3.
Близкое приземление.
4. Недостаточная скорость разбега, окончание толчка после прохождения положения стойки на руках. Повторить упражнения Б-4, Г-2, 3.
Г. Вспомогательные упражнения.
1. Выходя в стойку на руках махом одной и толчком другой, резко ударить ногами по мату, повешенному на стене.
2. Переворот вперед толчком о дальнюю часть коня с приземлением в положение лежа на спине на стол, поставленный вплотную к коню.
3. Переворот вперед через коня, поставленного наклонно (дальняя часть коня на 10-15 см выше ближней).
4. Переворот прогнувшись через коня без отталкивания руками в яму с поролоном. Вариант упражнения: с батута в яму.
Поделиться62008-12-24 23:26:57
Прыжок переворотом вперед толчком о дальнюю часть коня с последующим сгибанием и разгибанием
Первые три фазы прыжка выполняются, как в прыжке переворотом вперед прогнувшись. Угол вылета после толчка ногами 75-77°. В первой фазе полета гимнаст быстро отводит ноги назад до слегка прогнутого положения. К моменту постановки рук тело находится под углом 48-55° к оси снаряда. Одновременно с толчком руками гимнаст быстро сгибается, вследствие чего резко тормозится движение ног назад. К моменту окончания толчка руками тело гимнаста находится в прямом или слегка согнутом положении. После отрыва рук от опоры гимнаст продолжает сгибаться, причем туловище перемещается с большей угловой скоростью, чем ноги. Таким образом, сгибание происходит как бы за счет перемещения плечевого пояса к ногам (45-65°) и заканчивается к моменту достижения наивысшей точки траектории движения. Разгибание сопровождается отведением рук вверх-наружу. Если во время толчка руками и сгибания в тазобедренных суставах гимнаст приобрел угловую скорость несколько большую, чем необходимо для вращения, то разгибание нужно начинать раньше.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Владение базовым прыжком переворот вперед прогнувшись. Гимнаст должен уметь выполнять прыжок с полного разбега, с мощным отталкиванием и верным приземлением.
2. Владение прыжком лётом. Необходимо уметь сознательно пользоваться действиями на границе замаха и курбета, регулируя их силу в зависимости от особенностей исполнения прыжка в попытке.
Б. Основные упражнения.
1. С трамплина или с батута в яму с поролоном - сальто вперед согнувшись. Отход на сальто выполняется прогнувшись, с выраженным стопором и несильным вращением. Сгибание-разгибание выполняется не раньше, чем гимнаст перевернется вниз головой. Действия в тазобедренных суставах четкие, хорошо осознанные.
2. Повторение прыжка переворотом вперед. Обращается внимание на четко выраженный короткий стопорящий толчок руками. Полет должен быть возможно более высоким, а вращение вперед после толчка руками-сдержанное. Точное приземление на ноги необязательно (допускается недокрут).
3. На комплексе трамплин - конь (можно в ширину) - яма; наскок на коня и отталкивание со сгибанием в тазобедренных суставах. Упражнение выполняется до тех пор, пока гимнаст не усвоит четких, энергичных действий в отталкивании со сгибанием и не поймет координации, дающей при таком отталкивании гашение крутки.
4. Прыжок переворотом сгибаясь-разгибаясь через коня в длину с приземлением в яму с поролоном или на горку матов. Делается в продолжение упражнения Б-3.
5. Совершенствование прыжка в стандартных условиях. Необходимо понять соотношение общей мощности прыжка (в том числе в разбеге) с мощностью курбета при отталкивании руками; чем активнее одно, тем мощнее должно быть и другое. Грубой ошибкой является снижение мощности прыжка в целом в случае перекрута.
Поделиться72008-12-24 23:27:17
Прыжок переворотом вперед с поворотом кругом
Переворот выполняется с быстрого разбега (7,0-7,5 м/с). Траектория первого полета довольно крутая - угол между горизонталью и телом в момент постановки рук равен 50-55°. Тело в полете слегка прогнуто, плечевой угол -165- 170°. После амортизации гимнастка, мощно отталкиваясь, выпрямляется и наклоняет вперед голову, Из этого положения (допустимо легкое сгибание тела) осуществляется поворот, заключающийся в круговом движении таза вокруг продольной оси; при повороте налево он начинается с бокового изгиба, соответствующего наклону вправо, с последующим прогибанием тела. Выполнив половину кругового вращения вокруг продольной оси, гимнастка поворачивается на 180°. Поворот должен быть закончен до прохождения горизонтали, что свидетельствует о его хорошей технике и возможности усложнения поворота. Полу круговыми движениями по часовой стрелке гимнастка соединяет руки над головой, что также способствует повороту против часовой стрелки, то есть в данном случае налево. Исходной базой для обучения прыжку является переворот вперед.
Поделиться82008-12-24 23:27:41
Прыжок переворотом вперед с поворотом на 360
Прыжок переворотом с поворотом на 360° может выполняться двумя способами. В первом из них, в настоящее время редком, поворот начинается уже в конце толчка руками от опоры. Такое сочетание опорного поворота с безопорным на практике почти всегда приводит к тому, что гимнастка поворачивается все раньше и раньше, в результате чего сокращается вторая полетная фаза и существенно снижается качество прыжка. В другом варианте поворот начинается после окончания толчка руками, в безопорном положении. Названные варианты различаются как координацией действий, так и эффектом. В первом случае исходным является прогнутое положение тела, и при повороте налево первые 180° поворота заканчиваются в слегка согнутом положении. Поворот на 360° в этом случае заканчивается в прогнутом положении, аналогичном исходному (рис. 16, вид сбоку, рис. 17, вид спереди). При безопорном повороте исходным положением действий гимнастки в полете является слегка согнутое положение. При повороте налево через левый боковой изгиб первые 180° поворота заканчиваются в прогнутом положении. Далее следует правый боковой изгиб, и поворот заканчивается в слегка согнутом положении, также аналогичном исходному (рис. 18, вид сбоку, рис. 19, вид спереди). Для техники того и другого варианта характерно, что гимнастка, выполняя переворот и поворачиваясь вокруг продольной оси, как бы возвращается в первоначальное исходное положение. Особенно хорошо это заметно на рис. 17. Наличие данного признака свидетельствует о правильности техники их исполнения поворота. Отклонение же от этой картины свидетельствует об ошибках. Так, на рис. 19 при повороте на 180° гимнастка не сумела принять нужного слегка прогнутого или хотя бы прямого положения, а осталась в согнутом, в итоге ей не удалось сделать поворот на 360°. Ниже предлагается методика обучения второму варианту поворота («поздним способом»).
Обучение.
А. Исходная база.
Прыжок переворотом вперед.
Б. Основные упражнения.
1. Прыжок переворотом вперед с поворотом на 360° («поздним способом»)! через коня в ширину с приземлением на спину на горку поролоновых матов, уложенных за конем на одном с ним уровне, а затем несколько выше.
2. Прыжок переворотом вперед через коня в ширину с приземлением в поролоновую яму или на наклонную горку поролоновых матов, ближний край которой должен быть на уровне коня; дальний край постепенно опускается до уровня пола.
В. Затруднения в обучении.
1. Слишком высокая траектория полета до постановки рук. Пересмотреть наскок и дальность установки мостика. Следует перейти на более «настильный» наскок с быстрого разбега. Проделайте соответствующее упражнение с наскоком на горку матов.
2. Преждевременное начало поворота. Выполнить перевороты без поворота слегка сгибаясь, акцентируя разгиб, с приземлением на спину на горку матов. То же с поворотом на 180° и приходом на живот.
3. Медленный поворот, плохая координация движений руками и туловищем. Проделайте имитацию поворота, стоя на полу или перекатываясь по мату, добейтесь быстрого компактного движения.
4. Ухудшение качества выполнения базовых прыжков в связи с переключением внимания на поворот. Чередовать базовые прыжки с разучиваемым.
5. Неточное приземление. Выполнить вспомогательные упражнения для совершенствования второго полета и приземления.
Поделиться92008-12-24 23:28:11
Переворот - сальто вперед в группировке
На представленной кинограмме после наскока на мостик полет в первой фазе осуществляется по невысокой траектории (кадры 1-4). На кинограмме гимнастка допускает в этой фазе определенную ошибку, так как начинает разгибание тела несколько раньше касания опоры (кадр 3). В опорной фазе гимнастка продолжает прогибание тела и совершает толчок руками движением «от себя» (кадр 4) до положения руки вверх (кадр 5). Связь с опорой (окончание толчка руками) гимнастка теряет в вертикальном положении (кадр 6). Закончив толчок, гимнастка берет плотную группировку, которая сохраняется на протяжении почти 360 вращения по сальто (кадры 8-11).
Обучение.
А. Исходная база.
1. Прыжок переворотом вперед.
2.Сальто вперед с трамплина или батута с приземлением в яму с поролоном.
Б. Основные упражнения.
1. Прыжок переворот - сальто в группировке через коня с амортизационным устройством в яму с поролоном.
2. То же через обычного коня.
В. Затруднения в обучении.
1. Слишком высокая траектория первой полетной фазы и в связи с этим запоздалый (менее 90°) вылет во вторую полетную фазу. Выполнить упражнения Б1, Г3, 6.
2. Ошибки при выполнении отталкивания руками: раннее прогибание в полете до постановки рук на коня, неполное отведение рук вверх при толчке руками. Выполнить упражнения Г1, 2, 6.
3. Недостаточно плотная группировка при выполнении сальто. Выполнить упражнения Г4,5.
4. Приземление в глубокий присед. Это результат ошибок, допущенных в предыдущих фазах прыжка. Выявить главную ошибку и добиться ее исправления с помощью вспомогательных упражнений.
Г. Вспомогательные упражнения.
1. С небольшого разбега толчком двумя ногами, отталкиваясь руками от трамплина или от горки из трех-четырех мостиков, положенных один на другой, выполнить переворот в положение лежа на спине на горку матов.
2. То же, но после толчка руками, сгибая ноги, приземлиться в присед (мат ниже возвышения).
3. То же, но выполнить сальто вперед с приземлением в яму с поролоном.
4. С батута двойное сальто вперед в плотной группировке с приземлением в яму с поролоном.
5. На батуте падение назад на спину согнувшись и сальто вперед в группировке с приходом на ноги.
6. Переворот - сальто вперед, используя систему «батут – конь - яма с поролоном».
При выполнении прыжка переворот - сальто вперед в группировке в практике (в том числе и на соревнованиях) встречается вариант техники (рис. 32), в котором в первой полетной фазе гимнастка сгибает ноги (кадры 1-2), а при толчке руками выпрямляет их, делая так называемый швунг (кадр 3), и затем снова сгибает ноги, выполняя группировку во второй полетной фазе (кадры 4-8). Такая техника прыжка с точки зрения биомеханики допустима. Сгибание ног уменьшает момент инерции, увеличивая тем самым угловую скорость, так необходимую в этом прыжке. Выпрямление ног на опоре способствует толчку руками. Недочеты данного варианта в нарушении гимнастических стилевых канонов.
Поделиться102008-12-24 23:28:33
Прыжок переворотом в сторону
Поворот начинается в финальной части толчка ногами. Поворот выполняется быстрым движением туловища налево (направо) и опусканием плеч вниз. При этом важно не наклонять голову на грудь, чтобы не нарушить направление переворота. Руки на место толчка ставятся на ширине плеч. При более широкой постановке снижается эффективность толчка. Рука, разноименная стороне поворота, ставится несколько раньше одноименной. В момент касания руками снаряда тело гимнаста находится под углом 30-45°. При меньшем угле переворот будет медленным, при большем - получится перекрут. Во время толчка руками гимнаст слегка округляет спину. Прогибание в пояснице - грубая ошибка. В момент окончания толчка туловище и ноги гимнаста должны находиться в вертикальном положении. На рисунке видно, что одна рука оставляет опору чуть раньше другой. Однако лучшие исполнители прыжка стремятся заканчивать отталкивание руками одновременно. В полете после толчка руками туловище выпрямляется, руки разводятся вверх-наружу. Принятое положение рук следует сохранять до конца приземления.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Уверенное выполнение прыжков ноги врозь и согнув ноги.
2. Уверенное выполнение серии переворотов в сторону на акробатической дорожке.
Б. Основные упражнения.
1. Стоя на коне, махом одной и толчком другой соскок переворотом в сторону. Следить за тем, чтобы движение происходило в боковой плоскости.
2. С разбега переворот в сторону через горку матов высотой 50-100 см, ставя руки на разметки и контролируя место приземления.
3. Вплотную к батуту на той же высоте установить гимнастического коня с положенным на него матом. После нескольких подготовительных прыжков выполнить переворот в сторону через коня.
4. Прыжок через коня в длину с приземлением в поролоновую яму. Прыжок выполнять на полной скорости.
Поделиться112008-12-24 23:29:11
Прыжок «цукахара» согнувшись
Это начальная, наиболее простая форма прыжков данного типа. На рис. 32 движение показано в исполнении М. Цукахары. Наскок на руки выполняется так же, как и в других прыжках в сторону. Уже на мостике (кадры 1-2) гимнаст начинает поворот в положение боком. Наскок носит невысокий, настильный характер, а поворот растягивается на весь (впрочем, небольшой) период полета до момента касания руками коня (кадр 4). Характерна последовательная постановка рук на опору; типичная деталь - сгибание в локте руки, разноименной повороту (здесь - левой). Она первой ставится на коня и как бы перекатывается по опоре от локтя к кисти; это типичный признак техники наката, позволяющий сохранить горизонтальную скорость движения при достаточном вращении тела в переднезадней плоскости. В прыжке «цукахара» поворот, начатый на мостике, непрерывно продолжается до перехода во вторую полетную фазу. На рисунке гимнаст, поставив левую руку, продолжает вокруг нее поворот, делая свободной рукой круговое движение, пронируя ее кисть. В принципе чем полнее этот поворот, чем он ближе к 180°, тем лучшие условия получает гимнаст для исполнения курбетных действий на опоре, увеличивающих последующее вращение по сальто. На рис. 32 курбетные действия (кадры 5-6) реализуются гимнастом как быстрое короткое движение из слегка прогнутого положения (кадр 5) в прямое (кадр 6) или слегка согнутое. Сильное сгибание тела на опоре нерационально, оно дает низкий и вялый переход в полет; правильные курбетные движения должны строиться на основе раннего прогибания тела в повороте с хорошим натяжением мышц живота и короткого броска ногами вверх-назад. Показательно положение отхода в полет на кадре 6: тело выпрямлено, ноги после броска притормаживаются, давление на руки падает и кисти гимнаста освобождаются. Относящееся к курбету сгибание тела по инерции продолжается в полете, естественно приводя к сгибанию тела в целом (кадры 5-8). Дальнейшее движение протекает традиционно, как при других сальто назад согнувшись, и по параметрам наиболее близко к акробатическому двойному сальто.
Обучение.
А. Исходная база
1. Владение прыжками в сторону, выполняемыми на высокой скорости, с активным вылетом во второй безопорной фазе упражнения.
2. Владение прыжками типа перепорот - сальто.
3 Владение разнообразными сальто назад на батуте, включая двойные сальто назад в группировке и согнувшись на сетке батута и с батута в поролоновую яму.
4. Владение, акробатическими двойными сальто а соединениях типа рондат - фляк - сальто на дорожке или с дорожки в поролоновую яму,
Б. Основные упражнения.
1. Наскок переворотом с поворотом в поролоновую яму. Упражнение носит ознакомительный характер и выполняется с батута, с промежуточной опорой о горку матов, уложенных на высоте коня (или несколько выше) на барьере между батутом и ямой.
2. То же, что Б-1, с разбега, через коня в длину с приземлением в поролоновую яму. Основная задача: соразмерить основные действия и усилия с потребностями преодоления коня в условиях, близких к стандартным. Обратить внимание на поворот в рондате, который должен быть полным уже к моменту отрыва рук от опоры. Точное приземление на ноги в яму не только не обязательно, но и не желательно; предпочтительнее движение в перекрут,
3. Прыжок «цукахара» согнувшись с неполным вращением на комплексе конь - поролоновая яма. Действуя в полную силу, гимнаст приходит после курбета на спину на гору поролоновых матов, уложенных в яме. Маты укладываются примерно в 1,5 м от коня, на высоте, несколько превышающей сам снаряд. По ходу совершенствования движения высота горки может наращиваться.
4. То же, что Б-3, на пониженную горку матов, с приземлением на четвереньки или на ноги в присед. В дальнейшем маты удаляются, и гимнаст пытается выполнять прыжок с нормальным приземлением.
5. Прыжок в стандартных условиях. По мере совершенствования упражнения необходимо наращивать мощность действий во всех разах и стремиться к вращению во все болей прямом положении.
В. Затруднения в обучении.
Недостаточное вращение в сальто назад.
1. Мала общая мощность действий в прыжке. Обратите внимание на скорость набегания на коня, на активность отталкивания руками, на скорость броска ногами в курбете и при последующем сгибании в полете.
2. Излишне высокий наскок на руки в первой части прыжка, гимнаст попадает почти сразу в стойку на руках, а активное отталкивание от коня, включая курбетные действия, практически не используется. Вернитесь к упражнениям Б-1, 2 и проверьте их исполнение с учетом выявленной ошибки. Обратите внимание на скорость поворота в наскоке на руки; гимнаст должен поворачиваться достаточно быстро, чтобы попасть в положение «натянутого лука» прежде, чем стопы пройдут вертикаль.
3. Неполный поворот в наскоке, гимнаст переходит в полет не лицом к коню, а боком, снижая тем самым эффективность курбетных действий. Недочет может быть компенсирован увеличением скорости разбега, но когда прыжок почти неизбежно превращается со временем в ложный прыжок «цукахара» (см. ниже), структура движения перестраивается. При стремлении сохранить рисунок подлинного прыжка «цукахара» следует добиваться полного поворота в наскоке на руки. См. упражнения Б-1, 2.
Прыжок получается только при сильном сгибании в полете.
4. Причины те же, что в В-1, 2, 3. Проанализировав свое движение, найдите истинную причину недостаточного вращения в полете. Добившись более мощного вращения по сальто, вы сможете более свободно варьировать позу в полете,
В полете ноги и плечи выходят из основной плоскости вращения по сальто, а в момент приземления возникают перекосы тела, нарушающие устойчивость.
5. Наиболее вероятная причина - неполный поворот в наскоке на руки при общей низкой мощности, вялости действий в прыжке. Вернитесь к упражнениям Б-1, 2, 3 и добейтесь правильного исполнения поворота в наскоке на руки, в каждой попытке контролируйте момент обращения гимнаста лицом к снаряду в конце курбета. Проработав эти элементы техники, переходите вновь к целостному прыжку, последовательно наращивая его мощность, начиная с разбега следует помнить, что описанные перекосы маловероятны в мощном движении.
Неточные приземления с недокрутами и перекрутами по сальто.
6. Если чаше всего гимнаст недокручивает (приходит на опору в сильном наклоне вперед или падает на четвереньки), наиболее вероятная причина - слабость вращения по сальто. См. В-1, 2. 3.
7. Если гимнаст часто перекручивает, то следует смелее раскрываться после курбета. Ни в коем случае не исправлять ошибку снижением мощности действий в прыжке см также упражнении Г-1.
8. Если в приземлении одинаково часто встречаются как недокруты, так и перекруты, основная причина в плохой технической подготовке гимнаста. См, упражнение Г-2.
Г. Вспомогательные упражнения.
1. Введите в тренировку регулярные занятия на батуте с использованием серий прыжков сальто назад: сальто начал и группировке и согнувшись в темп (на количество) на середине батута, то же, чередуя сальто вперед н сальто назад, двойные сальто назад в группировке и согнувшись в яму с поролоном (с заранее взятой установкой на характер приземления, не обязательно на ноги), то же с точным приземлением на маты и т.п..
2. То же, что Г-1, но с еще более разнообразных чередованием прыжковых заданий, исключая вращение во всех направлениях, попороты, приходы на спину, живот 1 и пр. Для гимнаста, обнаружившего недочеты в обкрутке, такие упражнении должны стать совершенно регулярными, включая специальные занятия на батуте минимально раз в неделю.