ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ
Теории происхождения человека неясны и противоречивы. Не существует единого мнения и о происхождении друга человека - собаки. Археологические находки показали, что собаки существовали на Земле уже 25-30 миллионов лет назад. Таким образом, можно утверждать, что во времена так называемой кайнозойской эры наряду с приматами существовали похожие на собак животные. Научное название этого животного - Cynodesmus. Мы знаем (или, по крайней мере, предполагаем), что в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, появился промежуточный волкообразный вид - Tomarctus, ставший прародителем волка, шакала, лисы, койота и всего семейства псовых.
Прирученный человеком волк стал собакой. Вероятнее всего, это произошло в нескольких районах мира одновременно, примерно 12 тысяч лет назад. Останки собак, найденные в горах Биверхед в штате Айдахо, а также в Европе, Азии и Южной Америке, принадлежат к одной исторической эпохе. Дружба человека и собаки началась очень давно. Всегда и везде - во время войны и в мирное время, в богатстве и бедности, в искусстве, охоте, спорте, научных исследованиях - собака сопровождает человека. Не случайно английский философ, желая воздать им должное за такое постоянство, назвал собак "почетными человеческими существами".
Люди и волки нашли общий язык так быстро, потому что и у тех, и у других действует одинаковая социальная структура и в целом общая ментальная организация. Волки живут парами, но во время охоты вся стая собирается под предводительством вожака. Их обязанности строго распределены: один волк выходит на след, другой перегораживает дорогу будущей добыче, а самые храбрые нападают. При нападении на стадо обязанность одного из волков - отсечь будущую добычу от других животных в стаде. Вожак ест первым. Остальные члены стаи могут приступить к трапезе только после того, как он насытится.
Возможно, люди, жившие более или менее оседлыми общинами, бросали кости и остатки пищи голодным волкам, рыскавшим вокруг поселения. Постепенно волки поняли, что человек обладает более совершенным оружием: каменными орудиями, стрелами и ловушками. Они почувствовали его превосходство как охотника и стали воспринимать человека как вожака, на расстоянии сопровождая его на охоту и возвращаясь вместе с ним в деревню, чтобы получить свою долю добычи.
Можно предположить, что со временем человек начал приручать детенышей волка, в результате чего через несколько поколений появились волки, которые принимали участие в охоте уже не как наблюдатели, а как помощники, вспугивая и отсекая газелей или джейранов. Чтобы приручить лошадь, оленя или слона, человеку необходимо было сначала их поймать, посадить в клетку и подавить их волю силой. Собака же стала единственным животным, которое подчинилось власти человека без сопротивления. Это была дружба на равных, основанная на взаимном интересе - охоте.
В некоторых удаленных деревнях Парагвая и Перу до сих пор щенков, потерявших мать, вскармливают женщины. Подобные случаи, вероятно, имели место и в самом начале контактов человека с собакой, что могло сыграть значительную роль в укреплении их дружбы.
Таким образом, собака - это прирученный волк, древнейшее из домашних животных. Эволюция четвероногого друга человека произошла очень быстро. По некоторым данным, сейчас насчитывается более пяти тысяч пород домашних собак, которые обязаны своими физическими и психологическими качествами волку или случайной мутации (результаты скрещивания собак с шакалом можно не принимать во внимание).
Чтобы убедиться в том, что собаки действительно существовали в древние времена, и понять, какую социальную функцию выполняли Canis familiaris, необходимо обратиться к рисункам, сделанным древним человеком.
Однако доисторических художников больше вдохновляли животные, которые представляли объект охоты. В пещерах встречаются изображения оленей, бизонов, диких кабанов, а собак нет. Вероятно, собаки были настолько привычны, что не особенно интересовали древних художников. Однако позднее в так называемом доисторическом искусстве произошли изменения, и человек начал изображать шакалов и гиен. Около 4500 г. до н. э. появилось первое изображение собаки: естественно, она помогала охотнику. Правда, внешне изображенное животное не похоже ни на одну из существующих ныне пород собак. Древний человек изображал не только охотничьих собак: на рукоятке ножа, сделанного 4-5 тысяч лет назад, изображена собака с ошейником. Возможно, это первое доказательство того, что уже в то время существовали сторожевые собаки
Благодаря древнеегипетским росписям сохранились первые изображения собак, напоминающих современных. Вначале изображались охотничьи собаки и таксы. Позднее- мастифы, возможно, завезенные с Востока; затем - борзые. Большую роль в распространении новых пород в Египте, Риме и Афинах сыграли финикийцы, которые вели торговлю в средиземноморских странах и Центральной Европе.
Собаки настолько прочно вошли в жизнь человека, что в некоторых странах стали объектом культа. Так, в Египте умершим псам ставили надгробия, на которых писали скорбные эпитафии. Человека, убившего собаку, подвергали жестоким телесным наказаниям, а за некоторые проявления жестокости по отношению к этим животным полагалась смертная казнь. У персов убийство собаки также считалось преступлением. В законах Персии собака определялась как "сторож стад и защитник человека".
Греки считали, что собаку выковал Вулкан. Чтобы понять, какую роль она играла в мифологии этой страны, достаточно обратиться к греческим изделиям из глины, к скульптуре и литературе. В доколумбовой Америке после смерти человека его верного четвероногого друга убивали и хоронили вместе с хозяином.
Однако древние иудеи, которые, как известно, не занимались охотой, к собакам не проявляли особой симпатии. В Ветхом Завете о собаках говорится как о низших существах, питающихся отбросами на дорогах. В Библии они упоминаются около сорока раз, почти всегда уничижительно. На Востоке к собакам относились не лучше. Правда, существовали "карманные" собачки, которых держали как декоративных и носили в рукавах кимоно. Однако известно, что в III в. до н. э. собачье мясо считалось деликатесом и не сходило со столов аристократов. Эта традиция дошла и до наших дней.
Везде, где, чтобы выжить, приходилось охотиться или необходимо было обезопасить себя от непрошенных гостей, человек использовал собак, постоянно совершенствуя и создавая новые породы и обеспечивая им правильное питание.
Еще до классического периода грекам служили волкообразные и египетские собаки, а также персидские молосские доги. Греческий философ и зоолог Аристотель упомянул в своих трудах существовавших при нем собак, разделив их на породы по названию мест, откуда они произошли. Благодаря ему мы знаем, что в 300 г. до н. э. уже существовали собаки из Индии, Египта и Эпира (северо-запад Греции). Однако автор не оставил нам более или менее точных описаний, поэтому мы не можем представить себе, как они выглядели.
Охотничьи собаки также высоко ценились в Древнем Риме. Овидий писал о том, как убедиться, что у суки будут хорошие щенки. А писатель Варрон давал первые советы начинающим собаководам. В частности, он писал, что не стоит доверять собакам, питающимся объедками. Он считал, что от этого они привыкают к вкусу крови и потом могут нападать на живых животных. Грек Оппи ан, автор книги "Кинегетика" ("Охота"), сам занимался разведением собак небольшого размера, которые, по его мнению, больше подходили для охоты в лесу.
Таким образом, можно утверждать, что уже две тысячи лет назад у людей существовал интерес, а может быть, и любовь, к собакам. В Помпеях на домах висели таблички с надписью "Cave Canem" ("Осторожно, злая собака"), что доказывает, что здесь было принято держать сторожевых собак. Обычно для этого использовали свирепых молосских догов огромного размера и с устрашающими зубами. Днем они сидели на цепи, ночью их отпускали, и они бегали по территории, принадлежащей хозяину. Было модно держать свирепых животных в доме или в саду. С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у римлян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называемым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она прибывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозревающего гонца приходилось убивать.
С древнейших времен собак использовали на войне. Так, у римлян были связные и боевые собаки. Для обороны и нападения использовались молосские доги, обладавшие мощными клыками. Им на шею надевали металлические ошейники с торчавшими во все стороны лезвиями. При виде таких собак враг часто бежал, даже не вступив в бой. Но хуже всего приходилось так называемым связным собакам. Военные приказы помещали в небольшой медный цилиндр, который проглатывала собака. Когда она прибывала по назначению, зачастую не было времени ждать, пока цилиндр выйдет естественным путем, поэтому ничего не подозревающего гонца приходилось убивать.
В первые десятилетия после падения Римской империи во время нашествия варваров о собаках забыли, и они вернулись в первобытное состояние. По городам и деревням стали рыскать свирепые стаи голодных собак, сопровождавших завоевателей.
Правда, в средние века собак, в отличие от кошек, никто не обвинял в колдовстве и связях с дьяволом. Однако в этот период они внушали людям отвращение. Возможно, именно тогда появились такие выражения, как "устал как собака", "собачья жизнь", "сукин сын" и "собаке собачья смерть". И все же в средние века собаки остались на службе у человека благодаря охоте. Когда наступал голод, человеку, чтобы хоть как-то разнообразить свой стол, ничего не оставалось, как охотиться. И богатые, и бедные, вооружившись луками, арбалетами, копьями, всевозможными ножами, а также сетями и ловушками, начинали охотиться. Чем больше человек занимался охотой, тем больше понимал, что ему необходим помощник - собака, способная охотиться в дремучих лесах и болотах, которых так много было в то время. В этот период в Англии хорошая охотничья собака ценилась так же, как и раб.
В средние века собак держали при монастырях как сторожевых, возможно, они помогали монахам скрашивать одиночество. Так, в аббатстве св. Губерта в бельгийских Арденнах был выведен блад-хаунд. Так же, согласно достоверным источникам, немецкие монахи, которым нужна была собака, способная защищать монастырь от нападений, вывели немецкую овчарку.
Именно в этот период началась специализация охотничьих собак. Пойнтеров и сеттеров использовали для поиска добычи; собаки с хорошим нюхом вспугивали оленей; грейхаундов использовали для преследования добычи; молосские доги сопровождали охотников на бизона и медведя. Небольшие собаки, которых называли бобровыми, в это время также начали использоваться для норной охоты за лисой и зайцем. Таким образом, появились первые терьеры. По примеру Великого Хана татаро-монголов, который, по рассказам Марко Поло, брал на охоту пятитысячную свору, европейские феодалы держали от тысячи до полутора тысяч охотничьих собак.
Солдатам английской королевы Елизаветы I в подавлении ирландских повстанцев помогало не менее восьмисот собак, а испанских конкистадоров во время завоевания Америки сопровождали крупные псы, одетые в броню.
В гражданской, военной и спортивной жизни собаки стали играть большую роль. Уже существовали трактаты об уходе за собакой, в которых рекомендовалось держать собак в тепле, если они вернулись уставшими с охоты, каждый день их вычесывать, содержать в чистоте их миски, рассказывалось о правильном питании собак и о том, как морской водой вылечить собаку от экземы.
В средние века ветеринарная наука была весьма приблизительна. В то же время собаки использовались для лечения болезней человека. Так, считалось, что кровь белой собаки может вылечить безумие, а черной - помогает при тяжелых родах. Первые знания о ветеринарии и хирургии в Европу пришли из арабских стран.
Со временем средневековые нравы смягчились, больше внимания стали уделять и собакам. Очевидно, жестокость к животным, которую мы иногда наблюдаем и в наше время, является наследием средних веков - периода нищеты, невежества и суеверия. На пороге эпохи Возрождения иметь собаку считалось проявлением снобизма. Люди продолжали охотиться, но многие уже заводили собак, чтобы они просто сопровождали хозяев во время прогулок. В основном такими собаками были молосские доги. Появились четко разграниченные породы, среди которых наибольшей популярностью во всей Европе пользовался грейхаунд.
Женщины, особенно аристократки, не интересовавшиеся охотой, предпочитали держать маленьких декоративных собачек, которых они баловали и украшали лентами, создавая тем самым моду на дорогих декоративных собак. Нередко, чтобы добиться расположения благородной дамы, нужно было сначала заслужить доверие у ее маленькой четвероногой фаворитки.
источник:http://kinologia.ru/