Собачий форум (форум о собаках, кошках и не только)

Объявление


Праздники сегодня







О форуме Тема для новичков или Давайте знакомиться!! Раздел для объявлений о животных БАННЕРОБМЕН


Эти глаза меня пугают... В них столько боли и любви... Они как-будто что-то знают... Чего понять не можем мы... Они заглянут прямо в душу... В обиду друга не дадут... Взамен им ничего не нужно... Собака- лучший в мире друг...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Еврейская кухня

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Искусство приготовления пищи — одно из самых древних на земле. На протяжении веков люди, руководствуясь собственным опытом и опытом предшествующих поколений, выбирали наиболее удачные сочетания продуктов и вырабатывали рациональные приемы их приготовления.

Привычки и пристрастия к определенным блюдам у разных народов складывались на протяжении длительного времени, что привело к созданию национальных кухонь, ставших неотъемлемой частью национальной культуры. В ряду этих кухонь находится и еврейская, истоки которой уходят далеко в глубь веков.

Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.

В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности, так как они содержат значительное количество полноценных белков, витаминов, минеральных веществ, легко усваиваемых организмом. В блюдах широко используется сочетание продуктов животного и растительного происхождения, что значительно повышает их биологическую ценность. Примером могут служить куголы, которые готовят из отварных продуктов (лапши, риса, свеклы, картофеля и др.), а также различные фаршированные блюда.

В еврейской кулинарии ограничено применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, корица, гвоздика), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. При изготовлении блюд, в основном, используются щадящие приемы тепловой обработки — припускание, отваривание, слабое тушение с добавлением воды под крышкой.

Расселение евреев в Советском Союзе практически по всей стране, естественно, наложило отпечаток и на еврейскую кухню. Нужно сказать, что наблюдается и обратное явление. Так, например, национальным еврейским блюдом является форшмак, хотя первоначально оно было заимствовано из восточно-прусской кухни, где так называлось блюдо из жареной сельди, также подаваемое на закуску. В еврейской кухне форшмак трансформировался в холодную закуску из рубленой сельди. Типичным блюдом еврейской кухни является фаршированная рыба. В старых поваренных книгах (например, «Опытная поваренная книга», изданная в Воронеже в 1864 г.) она так и называется «рыба по-еврейски». В настоящее время фаршированная рыба стала неотъемлемой частью многих национальных кухонь.

У евреев, живущих в Белоруссии, большой популярностью пользуются блюда из картофеля, некоторые из которых по технологии их изготовления напоминают блюда белорусской кухни. Это еще раз свидетельствует о том, что взаимопроникновение и взаимовлияние национальных кухонь всегда было и будет в дальнейшем. Однако этот процесс нисколько не способствует сглаживанию элементов национальной кухни.

Характерной особенностью еврейской кухни является использование топленого гусиного или куриного жира. Им заправляют холодные закуски, используют для пассерования лука, моркови и других кореньев, добавляют непосредственно в фарш.

Наиболее излюбленными блюдами в еврейской кулинарии являются уже упоминавшаяся фаршированная рыба, бульоны (мясные, куриные) с гренками, мандлен (профитролями), домашней лапшой и другими изделиями. Летом, в первую очередь, употребляют холодные супы (особенно свекольник и щавель), Из вторых блюд предпочтение отдается цимесам, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам (фаршированной курице, фаршированным Шейкам). Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам, Излюбленным при этом является применение меда, мака, корицы.

Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

Естественно, приведенные ниже рецепты далеко не исчерпывают все национальные еврейские блюда, но они достаточны, чтобы дать определенное представление о еврейской кухне.

http://michael.genealogia.ru/kitch.htm

0

2

Дальнейшая информация с сайта wwwkuking.net

0

3

Латки - традиционное угощение на еврейский праздник Хануку, но эти очень вкусные хрустящие картофельные оладьи хороши и просто так, на закуску или на ужин. Чтобы латки получились золотистые и хрустящие снаружи, и мягкие и нежные внутри, нужно знать несколько секретов.

ПРАВИЛЬНОЙ ЛАТКи - ПРАВИЛЬНАЯ КАРТОШКА

Давайте начнем с основы любой латки - картофеля. Для лучших результатов используйте желтовато-коричневый, крахмалистый картофель. Крахмал в картофеле необходим, чтобы тесто не распадалось, и было легко слепить оладьи. Предварительно большинство хозяек очищает картофель от кожуры, но это дело вкуса. Картофельная кожура придаст латки цвет и хрустящесть. Если вы не очищаете кожуру, хорошо потрите картофель щеткой для овощей. Если вы ее все-таки очищаете, положите очищенную картофелину в воду, пока очищаете остальной картофель, чтобы она не потемнела. Когда картофель очищен или поксребен, соберите все остальные ингредиенты, так как работать нужно довольно быстро, чтобы картофель не потемнел.

Латки обычно делают из картофеля и лука, но нет правила, по которому они должны быть одинаковыми каждый раз. Добавляйте в них тертый сладкий картофель (ямс), яблоки, морковь, чеснок, пастернак или цуккини. Только соблюдайте пропорции - большая часть теста должна состоять из картофеля.

ПРОСТО ПОТЕРЕТЬ

Очистите и порежьте лук и другие используемые овощи, подготовьте кусочек марли и отмерьте все ингредиенты, необходимые по рецепту, например, мука, пекарский порошок, яйца, сыр, приправы. Когда все готово, остается только все потереть! Если у вашего кухонного комбайна есть насадка-терка, процесс пойдет быстрее, если же ее нет, на обычной терке получится ничуть не хуже. Перемешайте картофель с луком и другими овощами при натирании, чтобы картофель не слишком быстро потемнел. Если вы хотите тонкие ажурные латки с хрустящими краями, натирайте картофель на крупной терке. Если вы хотите более толстые латки с мягкими краями, используйте мелкую терку.

БЕЗЖАЛОСТНО ДАВИТЕ КАРТОШКУ

Теперь, один из самых важных этапов приготовления латки: отжимание картофеля. Из влажного и мокрого картофеля оладьи получаются жирные и мокрые, они распадаются на сковороде, так как мокрые оладьи медленно поджариваются в масле. Картофель должен быть сухим, а масло должно быть хорошим и горячим, чтобы оладьи снаружи быстро поджарились до корочки и латки не впитали слишком много жира. Чтобы отжать тертый картофель, положите его в кусок марли и сильно отожмите. Когда больше из тертой картошки ничего не течет, перемешайте ее и подавите еще немного.

Переложите содержимое марли в миску, смешайте с другими ингредиентами. Если используете молотую мацу, оставьте смесь на несколько минут, чтобы маца впитала оставшуюся жидкость. Теперь настало время закончить блюдо и пожарить оладьи.

ЖАРЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Налейте в сковороду несколько миллиметров растительного масла и нагрейте сковороду. Когда масло достигнет температуры 175 гр С, время жарить оладьи. Выкладывайте тесто ложкой на сковороду, приплющивайте слегка и обжаривайте в горячем масле. Обжаривайте до коричневого цвета с одной стороны, затем переверните и обжарьте с другой стороны. Обсушите на бумажном полотенце и подавайте сразу же. Если вы не можете подать их сразу же, держите их в духовке при 95 гр С в сковороде или на блюде. Чтобы они были вкусные и хрустящие, не складывайте их стопкой и не накрывайте сверху.

Подавайте с яблочным соусом и сметаной.

0

4

Основой жизни древних евреев было сельское хозяйство. Потому, естественно, в их питании присутствовало немало пищи, приготовленной из различных злаков, овощей, плодов. Неизменно к любой еде подавали кусочек хлеба, который выпекали не только из пшеничной муки, но также из ячменной, просяной, гороховой, чечевичной. Независимо от вида муки тесто для выпечки замешивалось на дрожжах, то есть делалось кислым, и только в еврейскую Пасху (Песах) обычная выпечка заменялась мацой - тонкими, ломкими, достаточно большими крекерами из тонкого теста.

В пищу употребляли мясо коровы, овцы, козы. Изысканной едой считались блюда из мяса кур, индеек, гусей, голубей, уток, фазанов, цесарок.
В древние времена евреям было запрещено есть фаршированную щуку, жареного карпа, сазана, сельдевых рыб и осетрину в любом виде. Считалось, что у перечисленных видов рыб нет явно выраженного позвоночника или чешуи, что исключало их пригодность для еды.

Свежее молоко в чистом виде употребляли далеко не все. Но каши и супы на цельном разбавленном молоке были очень распространены. Коровье, козье и овечье молоко использовали для приготовления сливочного масла, брынзы, различных сыров.

Конечно же, ценным пищевым продуктом считался пчелиный мед.

У евреев существует ряд законов, определяющих правила питания людей, исповедующих иудаизм - кашрут. По кашруту, которому не менее трех тысяч лет, еда только ради еды предосудительна. По Торе - первым пяти книгам Библии, или Пятикнижию - мясная и рыбная пища разрешена только после всемирного потопа.

Согласно кашруту перед каждой едой нужно тщательно вымыть руки. Действие это расценивалось тогда и остается сейчас столь же важным, как и омовение рук перед молитвой в храме.

0

5

Кошерная пища
«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2—3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности». Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда — этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, — нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13— 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, — она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть — не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

0

6

Еврейские кулинарные традиции
Говоря о традиционной кухне российских евреев (а в более широком смысле — восточноевропейских, "ашкенази", которые и составляют свыше 90% всех евреев в мире, и лишь в Израиле не составляют большинства), можно выделить некий исходный набор продуктов, и традиции, и обычаи, и просто привычки, которые, на удивление, одинаковы во всем мире. Обычно с еврейской кухней ассоциируют халу, куриный суп и мацу, форшмак и сырные пирожные. Однако эти блюда представляют всего лишь малую часть очень богатой традициями системы приготовления пищи. Евреи из ближневосточных стран могут не попробовать за всю свою жизнь селедку, гефильте фиш, латки, и они будут также удивлены, узнав, что многие евреи никогда не пробовали кускус, бореки и мишмишму.

Однако в бывшем Советском Союзе очень значительный процент российских евреев никогда не были знакомы с правилами кашрута и питались так же, как все во многих семьях, правда, не покупали ветчину и не жарили свинину, но в последнее время иной раз в одной семье это касалось лишь старшего поколения. Старики же не ели и бутербродов с колбасой и маслом.

И лишь на праздники — а в большинстве семей все-таки отмечали и Песах (Пасху), и Хануку, и Рош Хашана (Новый год) — и по семейным датам, когда женщины демонстрировали свое искусство, унаследованное от матерей — бабушек — прабабушек, стол приобретал выраженный национальный характер.

Появлялась на столе гефильте фиш — фаршированная рыба (в идеале: щука, но хорош был и крупный карп). Блюдо это не только вкусное, но чрезвычайно трудоемкое, а потому до недавнего времени потенциального жениха заманивали в дом фаршированной рыбой: она показывала не только кулинарные умения девицы на выданье, но и ее трудолюбие, столь ценное в семейной жизни. Дымилось кисло-сладкое мясо — говядина, медленно тушеная с черносливом и морковью. Чисто еврейское блюдо — бульон с миндалем, но миндаль — воспоминание о субтропической исторической родине — в бульоне заменяется миндалевидными кусочками теста, предварительно обжаренного в курином жиру.

От евреев распространилась в России рубленая селедка («форшмак»), но евреи обязательно добавляют туда еще яблоки, а иногда и кардамон. На традиционном столе всегда есть и рубленая печенка (лучше всего куриная), густо сдобренная зажаренным до хруста луком. Очень вкусны рубленые яйца с куриным или гусиным жиром и луком.

Гусиную шейку могут подавать холодной, но гораздо лучше она в горячем виде. Из длинной шеи изымают позвонки и мясо, мясо смешивают с обжаренной на гусином жиру мукой и луком и плотно набивают им "чулок" из неповрежденной гусиной кожи. Потом все это обжаривают до золотистой корочки.

Гарниром может служить тушенная в жиру морковь с черносливом — сладкий «цимес».

Из сладкого стоит отметить шарики из теста, жаренные в меду — «лэках»; большие пончики, зажаренные до хруста — «тэйгэлэх», а также печенье: «земелах» и «кихелах».

Для кондитерских изделий характерно сходство с ближневосточными. Но эта близость проявляется в технологии, а не в подборе и в композиции пищевого сырья. Например, в еврейской кухне используется редька там, где в ближневосточной — инжир (варенье, «ангемахц»); мучные, тестяные шарики и мак там, где в закавказской кухне — орехи.
Применение пряностей ограничено и по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, корица, гвоздика) и особенно по количеству (объему). Все направлено на сохранение нерезкого, пресного вкуса.

Излюбленное тесто еврейской кухни — пресное, песочное, но в отличие от ближневосточного оно не масляное, а яичное, т.е. его основу, 50% от веса муки, составляют яйца, часто одни желтки. Характерно также сочетание меда и сахара в кондитерских изделиях, чаще всего в равной пропорции. Несдобное пресное тесто (точнее полусдобное) сохраняется только в маце, по внешнему виду близкой к вафельному тесту, но только очень плотному.

Религиозные требования, запрещавшие готовку (как и всякую работу) в субботу, породили специфическое блюдо — «шолент».

Оно готовится долго, начиная с вечера пятницы, чтобы съесть его горячим в субботу и не заниматься готовкой в Шаббат. Холодной зимой в восточноевропейских странах горячая пища на Шаббат была очень важна. Обычный шолент готовился из небольшого количества жирного мяса и обилия овощей: из фасоли, картошки (на маленьком огне). (Еще одно название — «шолет», и в Центральной Европе оно настолько вошло в быт нееврейского населения, что в Венгрии, к примеру, христиане готовят его с копченой свининой.) Так блюдо, сугубо еврейское по причинам и способу готовки, превратилось из-за упомянутого нами компонента в блюдо, немыслимое для употребления евреями. Интересно обратить внимание, что на Юкатане есть такое блюдо, которое готовится в ночь с пятницы на субботу, хотя жители этого полуострова не исповедуют иудаизм. Там же можно увидеть хлеб-плетенку!

Как мы уже выше говорили, на Песах (Пасху) евреи не едят дрожжевого хлеба, а употребляют мацу. Но маца сама служит исходным продуктом для целого ряда будничных и очень вкусных блюд. Маца ведь может храниться очень долгое время, не портясь и не плесневея, а потому пользоваться ею можно весь год — до следующей Пасхи.

Из дробленой мацы делают огромные клецки «кнейдлах»; сваренные в бульоне, они становятся очень пышными. Из кусков наломанной мацы, размоченной в воде или молоке, жарят (как омлет) иногда с луком и яйцом — «маце брайе». Из крошек той же мацы жарят оладьи «мацелаткес» и «хремзлах».

Описание еврейской кухни будет неполным без «халы» — плетеного хлеба на субботы. Хала обычно посыпана маком или кунжутом, символизирующими манну небесную. Хала широко известна в России, но в период борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом пришедшая с Востока (Ближнего) хала была переименована в «плетенку».

Еще есть непреложный набор блюд, подаваемый к праздникам: тут российские (и вообще ашкеназские) евреи не отличаются от всех евреев, даже самых восточных. На праздник Шавуот едят молочные блюда. В ознаменование дарования Торы на горе Синай пекут сладости в виде горы. Перед постом на траурный день девятого Ава едят печеное на углях яйцо. (Во время постов евреи не едят и не пьют вообще ничего, пока не появится на небе первая звезда.)

На Рош Хашана — Новый год — пекут круглую халу, едят яблоки, макая их в мед, медовые коврижки и обязательно — рыбу или баранину. Причем голову (рыбью на Западе, баранью в Израиле и вообще на Востоке) ест глава семьи. В веселый праздник Симхат-Тора обязателен круглый морковный пирог с медом. Он символизирует богатство дома, а также ценность Торы.

В Пурим пекут треугольные пирожки с маком и орехами. Они называются «хоменташ», что значит «уши Амана»: так звали ненавистника евреев в глубокой древности, которого постигла кара, замышляемая им против евреев.

Кажется, нет в России еврея (сколь далека ни была бы его семья от религии и традиций!), который бы не помнил с детства вкус этих пирожков. Их пекла любая бабушка.

Повсюду был распространен куриный суп, который, вне всякого сомнения, является родственным блюдом тому чудесному золотистому бульону, который был на столе в Шаббат.

Кухня многочисленных групп евреев, которые сейчас представлены в России — грузинских, бухарских, менее отличается от кухни окружающих народов, чем ашкеназская. Однако все ритуальные правила соблюдаются ими гораздо строже и неукоснительнее, чем у массы российских евреев-ашкеназов. А это зачастую приводит к тому, что те же самые блюда (плов бухарских евреев, голубцы у горских и т.д.) приобретают совершенно иные вкусовые качества и рассматриваются всеми как чисто еврейские. К примеру, «халта-палов» (дословно «плов в мешке»), который готовят бухарские евреи, очень высоко ценим таджиками, т.к. он очень сытный, но притом легкий. Но для таджиков этот плов — чисто еврейское блюдо. А вот другие евреи — не бухарские — о таком плове и не слышали.

В последнее время увеличилось число соблюдающих правила кашрута среди сильно уменьшившейся группы российских евреев. К этому теперь и возможностей больше: можно купить кошерные продукты, получить нужную консультацию. Открылись и еврейские рестораны. Но тут нужно помнить, что не каждый «кошерный ресторан» подает еврейские блюда: они могут быть, так сказать, интернациональны, но приготовлены с соблюдением кашрута. Значит, вы не всегда найдете там фаршированную рыбу, хремзлах и сладкий цимес.

Их вы всегда найдете в «еврейских ресторанах». Зато там не всегда гарантирована кошерность (ритуальная чистота). Это же, кстати, относится к израильским продуктам, которые сейчас нередки в наших магазинах.

Интересно заметить, что в средние века евреям строго запрещалось покупать рыбу, так как считалось, что это будет способствовать увеличению плодовитости еврейских мужчин. В течение недели евреи, живущие в «штетле», ели грубый хлеб и картофельный суп. В Шаббат такой темный хлеб заменялся специальным белым, плетеной халой, приготовленной из белой муки, смазанной сверху яичным желтком и посыпанной кунжутом или маком. Хала была образом манны небесной в пустыне,
На еврейскую кухню сильное влияние оказали трудные материальные условия жизни в «штетле». Фактически начиная со средних веков большинство евреев жили так или иначе в Европе в гетто как неимущий класс. Еврейские женщины остроумно ухитрялись создавать разные блюда из того малого набора продуктов, что им был доступен. И именно это способствовало развитию многих блюд, в которых присутствовали фаршированные овощи и супы. Таким образом, евреи также унаследовали огромное количество рецептов по приготовлению мяса и рыбы. Курица, доступная в «штетле», была главным продуктом в рационе евреев. В основном из курицы готовили суп, а затем само мясо использовалось в качестве основного блюда. Курица сервировалась фруктами и овощами, по возможности свежими. Если свежих не было, то консервированными. Шаббат был событием. В этот день семья могла попробовать продукты, которые не были доступны в течение недели. Настроение всех было приподнятым от зрелища халы, лежащей рядом с зажженными свечами и вином. Всю неделю люди работали для того, чтобы Шаббат стал для них чем-то особенным.

Применяя старинные рецепты к реалиям сегодняшнего дня, укажем, что не все традиционные блюда диетологи считают полезными. Уровень холестерина в любом традиционном блюде можно понизить, используя растительное масло вместо шмальца (куриного жира), заменители яиц, обезжиренную сметану или йогурт, творог.
Для многих евреев обычным правилом является пение или чтение молитвы "Ха-Мотци" перед каждым приемом пищи. Важной частью приема пищи по субботам и праздникам является вино, над которым евреи произносят слова благодарности за спелые виноградные гроздья. Каждый прием пищи завершается молитвой благодарности за только что вкушенную пищу — «Биркат Ха-Мазон".

0

7

ШАББАТ

Нельзя не отметить важность празднования Шаббата. Еврейский писатель Ахад Ха-Арн сказал: «Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев». Еженедельное празднование божьего дара отмечается как в общине, так и в домашнем кругу. В этот день можно отведать вкусную еду, расслабиться, насладиться общением с ближними и воспеть хвалу Господу. Семья всегда была средством, благодаря которому сохранились и расцвели традиционные еврейские праздники. И так же, как семья сохраняла эти традиции на протяжении веков, сегодня, в наше время, соблюдение этих традиций может значительно укрепить и объединить семью. Шаббат является наиболее важным из еврейских праздников, и только этот праздник упоминается в десяти заповедях. Возможно, именно это и является причиной его особой важности, как и то, что этот праздник дает возможность по-особенному общаться с Богом каждую неделю. Традиционно, еженедельный день отдыха дает членам семьи возможность провести время вместе, отдыхая от ежедневных рутинных обязанностей. Такое единение никогда не было так необходимо, как в наши дни бешеных скоростей.

На протяжении недели каждый член семьи занят своими делами, в Шаббат все могут собраться вместе, чтобы поговорить и помолиться в семейном кругу. Шаббат начинается в пятницу вечеров зажиганием и благословлением по меньшей мере двух свечей, которые символизируют свет и сознание, которые дарует Господь. Благословляется вино, напоминающее о сладости жизни, благословляется хала, яичный хлеб, специально выпекаемый к Шаббату. Бедные семьи раньше могли экономить на еде, собирать по крохам, чтобы достойно отметить Шаббат. Обычно к Шаббату готовился куриный суп и курица в качестве главного блюда. К ужину на Шаббат подается уникальное еврейское блюдо «шолент», еврейская запеканка. Это довольно древнее блюдо, пришедшее из библейских времен. Так как на Шаббат готовить нельзя, то шолент готовится загодя — ставится в духовку в пятницу вечером и медленно готовится всю ночь. Подается он теплым. Зимой теплая еда была просто необходима. В те времена, когда не было индивидуальных духовок, шолент относили общинному пекарю и забирали готовым в субботу. Главными ингредиентами шолента являются картофель, фасоль, лук и немного мяса. Нельзя не признать сегодня энергетическую ценность этого блюда, с его малым содержанием мяса и большим количеством бобовых.

0

8

ПЕСАХ

Еврейскую Пасху празднуют на восьмой день весны, день освобождения евреев от египетского рабства и становления их как народа. Первый вечер Пасхи называется «седер» (тайная вечеря). В кругу семьи старшие рассказывают молодым историю исхода евреев из Египта. При этом подают ритуальные блюда. Детям отведена важная роль во время седера. Они задают вопросы о значении и истории подаваемых символических блюд.
Еврейская Пасха объединяет два древних сельскохозяйственных праздника: семейное празднество, называемое Песах, берущее начало во времена Моисеевых скитаний по пустыне и ставшее впоследствии седером, и праздник Маца, который возник позже, когда евреи освоили земледельчество. В этот праздник евреи открывают двери своим друзьям и членам общины.

Во время Исхода иудеи в спешке бежали и не могли ждать, когда дрожжевое тесто поднимется. Поэтому они выпекали пресный хлеб у себя на спинах во время бегства от фараона. Маца, пресный хлеб, символически напоминает им об этом бегстве и борьбе. В течение пасхальной недели не подают ни блюд из дрожжевого теста, ни бобовых, ни риса. Продукты, сделанные из мацы, заменяют все зерновые блюда. Дрожжевые продукты не только не подают, но и выносят из дома. В сефардийских домах соблюдают те же традиции, но готовят другие блюда, учитывая их средиземноморское происхождение.

Традиционно седер — это два первых пасхальных вечера. На второй вечер седер может проходить в синагоге, чтобы собралась вся община. Женский седер становится все более распространенным, давая возможность женщинам собираться и пересказывать их уникальную роль в спасении иудеев.

0

9

РОШ ХАШАНА

В соответствии с традицией, Рош Хашана— это годовщина творения, или, другими словами, день рождения человечества. Еврейский Новый год дает нам возможность встретиться с нашими родными, подумать о нашей духовности. Как приятно встретить Новый год в кругу семьи и близких друзей. Все, что делает каждый человек, записано в Книге Жизни. В день Рош Хашана все поступки людей рассматриваются на небесах. Взвешиваются и судятся хорошие и плохие поступки прошедшего года. «На Рош Хашана записано, на Йом Кипур подтверждено... кто будет жить, а кто умрет... но раскаяние, молитва и благотворительность смягчают суровые решения Судей». Традиционное приветствие на Рош Хашана «Пусть тебе подарят хороший год», таким образом, приобретает глубокое значение.

Обычно в этот праздник к столу подаются яблоки как символ плодородия. Их окунают в мед, чтобы год был «сладким». На стол подается чаллах круглой формы как символ бесконечной жизни.

0

10

ЙОМ КИПУР

Йом Кипур скорее соблюдается, чем празднуется. Этот Священный день, наиболее торжественный из всех праздников, заканчивает десятидневный период покаяния, начинающийся с Рош Хашана. Именно в течение этих десяти дней евреи вспоминают свои поступки и размышляют о них. Говорят, что «прощение не будет дано, пока о нем не попросят для вас те, кому вы причинили боль». В это время синагоги полны молящимися. Никто не остается в стороне, все молятся за отпущение грехов, совершенных «сознательно или по незнанию». Этот праздник считается очень важным даже теми евреями, кто соблюдает традиции очень редко или совсем не соблюдает. Традиционно Йом Кипур — это день поста. В этот день ничего не едят и не готовят. С последним звуком шофара, горна из рога барана, объявляется конец дня молитв, и двадцатичетырехчасовой пост прерывается сладостями, символом сладкого будущего года.

0

11

ХАНУКА

Ханука — это праздник повторного освящения. Он длится восемь дней и празднуется в декабре. Он знаменует повторное освящение Второго Храма в 165 году до н. э., когда, несмотря ни на что, маленькая группа евреев смогла преодолеть гнет сирийских оккупантов. Сирийцы стремились уничтожить иудаизм и обратить всех евреев в эллинизм. Этот праздник также важен из-за того, что именно в этот день впервые евреи смогли успешно выступить и завоевать свободу религии для всех людей. После достижения победы главной заботой было очистить Храм и повторно освятить алтарь для возобновления ежедневных служб. Примечательно, хотя, возможно, это и не соответствует действительности, что, когда евреи очищали Храм, они смогли найти в нем всего лишь одну бутылку масла для зажигания вечногорящего огня. Но благодаря чуду этой бутылки масла хватило не только на один день. Огонь горел восемь дней — достаточное время, чтобы евреи смогли изготовить новое масло. В ознаменование этого чуда, праздник Ханука отмечается восемь дней. Огонь зажигается в специальной восьмичашевой меноре. Сначала зажигается всего одна свеча, каждую ночь зажигается еще одна. Ханука преимущественно празднуется дома, семья зажигает и освящает праздничные свечи, и все наслаждаются пищей, приготовленной на масле. Например, готовят такое блюдо, как латкесы. Некоторые люди говорят, что в нем так много холестерина, что нужен целый год, чтобы от него избавиться. В этот день дети играют в игру с дрейделем, поют песни, люди дарят друг другу подарки. Но этот праздник не является «еврейским рождеством».

0

12

ЙОМ ХАШОАХ

Йом Хашоах — наиболее торжественный праздник, появившийся в еврейском календаре недавно. Этот день, отмечаемый каждый год в начале мая, такой же печальный, как день Тиш Бав, который отмечает разрушение первого и второго Храмов. Йом Хашоах напоминает о смерти шести миллионов евреев 8 Европе во время нацистского режима Адольфа Гитлера 1933—1945 годов.

Практически один из трех евреев в мире погиб во время ужасных лет холокоста. Евреи отмечают этот день, читая молитвы, вспоминая близких, зажигая свечи в память о погибших, чтобы никто и никогда не забывал о том, что произошло в то ужасное время, и чтобы подобное никогда не случилось снова.

0

13

ЙОМ ХААЦМАУТ

После того как во времена холокоста были уничтожены миллионы евреев, все думали, что евреи уже никогда не придут в себя. Но тем не менее в мае 1948 года, через три года после окончания Второй мировой войны, сбылась двухтысячелетняя мечта людей, которые были лишены своей страны и вынуждены были бежать в чужие земли. В 1948 году было возрождено еврейское государство Израиль — первое и единственное государство, в котором большинство граждан составляют люди одной нации — евреи, Йом Хаацмаут отмечает день рождения Израиля. Для евреев этот праздник можно сравнить с Днем Независимости Америки — 4 июля.

0

14

ЛАГ БОМЕР

Лаг Бомер, древний праздник урожая зерна, отмечался тем, что нужно было принести меру зерна, или Омер, в Храм. Существует множество объяснений того, почему семь недель между Пасхой и Шавиотом — это практически время скорби. Некоторые считают, что причиной скорби является страшная эпидемия чумы, происшедшая в то время. Но, что бы ни было истинной причиной печали, Лаг Бомер, празднуемый в середине печальных семи недель, разрушает эту атмосферу. Это шумный и радостный праздник, время пикников, шашлыков и фейерверков. Обычно первое обрезание волос мальчика в возрасте трех лет происходит на Лаг Бомер.

С этим праздником не связано приготовление каких-либо особенных блюд. В этот праздник к столу подают все, что обычно для каждого пикника, — пирожные, багели, сэндвичи и печенье. В Израиле популярная еда в это время — нут, фалафель, фрукты и орехи.

0

15

ПРАЗДНИК ШАВИОТ

Шавиот — фестиваль весеннего урожая, проводимый летом. Раньше этот праздник был одним из трех праздников Великого Паломничества, когда каждый должен был посетить богослужение в одном из храмов Иерусалима. Традиционно этот день считается днем рождения Торы, и в этот день празднуется передача людям Закона на горе Синай. Шавиот завершает весенний цикл праздников, которые начинаются с подсчета омеров, связок нового урожая ячменя, которые собирают у храма на второй день Пасхи. В Шавиот обычно читают книгу Руфи. Эта книга, основная в праздник урожая, рассказывает о женщине, нееврейке, от которой пошел род царя Давида. Истории этой книги являются глубоко символичными, так как они передают идею сбора урожая и идею объединения людей вокруг Закона. В честь Закона сначала в этот день на стол подают фрукты, творожные блинцы и другие молочные блюда, так как Закон обычно сравнивается с «молоком с медом».

0

16

СИМЧАТ ТОРА

Симчат Тора празднует окончание годового цикла чтения Торы. Кульминацией чтения Торы является чтение последней главы Второзакония и непосредственно за этим начало чтения первой главы Книги Бытия. Процесс непрерываемого окончания и начала символизируется семью церемониальными кругами прихожан, которые держат в своих руках Тору. Праздник Симчат Тора берет начало из шестнадцатого века, в то время он был способом приобщить детей к Торе. Фольклористы считают, что хождение человека по кругу было раньше одним из способов, который использовал человек, чтобы умилостивить духов. Считалось, что злые духи не могли попасть внутрь круга. В этот праздник принято есть круглые продукты, которые символизируют завершенность года. Сейчас во время процессий Симчат Торы также носят флаг Израиля, увенчанный яблоками.

0

17

ПРАЗДНИК ТУ БШЕВАТ

Ту Бшеват — еврейский День Древонасаждения — известен как новый год деревьев и является днем, когда люди сажают деревья. Этот праздник уходит вглубь времен к древним весенним сельскохозяйственным традициям. Один из дошедших до нас обычаев — это обычай попробовать в этот день по меньшей мере пятнадцать разных фруктов. Такое количество выбрано потому, что этот праздник отмечается на пятнадцатый день месяца Шеват и обычно бывает в январе или феврале. В этот день к столу подают большое количество разных фруктов — сушеных, свежих, печеных.

0

18

ПУРИМ

История, записанная в библейской Книге Эсфири, отражена в наиболее оживленном еврейском празднике Пурим. Это единственный праздник, когда евреи фактически поощряются пить алкогольные напитки. Пурим отмечает окончание гонений евреев. Хотя реальные события в Древней Персии скрыты в глубине веков, и, возможно, ничто подобное никогда и не происходило в реальности, историю сочли настолько важной, что она была включена в Библию. Пурим отмечается костюмированным празднеством, веселым чтением Книги Эсфири, во время которого слушатели радостно кричат и смеются. Во время Пурима можно отведать ха-манташи, треугольные твердые печенья с начинкой. Первое упоминание о маковых медовых печеньях в связи с Пуримом было обнаружено в средневековой поэме Абрахама ибн Эзра, который жил в начале двенадцатого столетия.

0

19

СУКОТ

Все символы и смысл традиций Сукота помогают еврею лучше понять природу и мир, в котором мы живем. Сукот также напоминает о тяжелых временах скитаний израильтян по пустыне и о Божьей заботе, которая помогла беглецам попасть через сорок лет в землю обетованную. Сукот является предком американского праздника Дня Благодарения. Евреи в этот праздник возносят благодарность за радость урожая и за чудесные дары Господа на протяжении веков.

Этот праздник начинается с создания Сукка, временного дерева в саду или на другой открытой площади, и длится восемь дней, во время которых люди наслаждаются в кругу близких вкусной пищей. Сукка украшается стеблями кукурузы, тыквами и детскими рисунками. Символами праздника являются пальмовая ветвь, ветви мирта, ивы и этрога, лимоноподобного цитрусового. Эти символы были древними талисманами, дарующими дождь, и они символизируют также четыре органа человеческого тела: пальма — позвоночник, ива — глаза, мирт — губы, этрог — сердце.

0

20

Словарь еврейской кухни
Багель - булочка из дрожжевого теста в форме пончика.
Бармицва - церемония по случаю достижения мальчиком религиозной зрелости (13 лет).
Батмицва - церемония по случаю достижения девочкой религиозной зрелости.
Бима - возвышение для чтения талмуда в центре синагоги.
Гефильте фиш - фаршированная рыба.
Голубцы - фаршированные листья капусты или винограда.
Дни благоговения - Священные дни, начинающиеся Рош Хашана и заканчивающиеся
Йом Кипур - Обычно празднуются в сентябре или начале октября.
Дрейдел - четырехугольный волчок, с которым играют дети во время праздника Ханука.
Йом Кипур - День искупления, десятый и последний день Священных дней.
Кидуш - освящающая молитва на Шаббат или другой праздник, читаемая над вином.
Кнайделач (кнедли) - клецки.
Книши - пирожки или клецки с начинкой из картофеля, мяса или каши.
Кошерный - правильный в соответствии с еврейскими законами питания.
Креплач (креплах) - тесто, нарезанное кружками или квадратами, с начинкой из творога или мяса.
Кугель - пудинг.
Кучень - кофейное пирожное.
Латки (латкес) - картофельные блины.
Локс - копченый лосось.
Лукшень - лапша.
Лулав - церемониальный букет из ивовых, миртовых и пальмовых ветвей, используется во время праздника Сукот.
Мандельброт - выпечка с миндалем.
Маца - пресный хлеб, едят во время Пасхи.
Менора - ритуальный канделябр на 8 свечей.
Миньян - 10 - минимальное количество евреев (традиционно мужчин), необходимое для проведения церемонии молитвы.
Мицва - хороший поступок.
Мохн - семена мака.
Павей - слово используется применительно к таким продуктам, как рыба, яйца, фрукты и овощи, которые можно есть как с мясом, так и с молоком, т.е. к нейтральным продуктам.
Пасха или Песач (Песах) - праздник, который отмечает исход евреев из Египта.
Пурим - исторический праздник, который отмечает библейскую Книгу Эсфири.
Раби - буквально - мой учитель. Духовный учитель еврейского закона, который имеет право решать ритуальные вопросы и вопросы закона; духовная глава конгрегации.
Рош Хашана - начало года, Новый год. Первый день Священных дней.
Симчат Тора - важный праздник, отмечающий передачу людям Торы.
Сукот - праздник палаток, также известный как Праздник шатров, отмечающий конец летнего урожая.
Таллит - молитвенная шаль, носимая евреями, таллис.
Талмуд - собрание текстов, содержащее еврейские гражданские и религиозные законы.
Тейглач - - маленькие шарики теста, сваренные в меду.
Тилин - маленькая квадратная коробочка, в которой находится полоска пергамента с текстом из еврейских законов. Носится на левой руке и лбу еврейскими мужчинами во время утренней молитвы по будням.
Тора - буквально закон. Пять книг Моисея. Первые пять книг Старого Завета.
Фарфель - тесто, растертое на терке или порезанное на кусочки размером с ячмень.
Хагада - книга Седера, которая рассказывает об истории, смысле и порядке проведения церемонии Пасхи.
Хала - выпечка, приготовляемая к Шаббату или к празднику.
Хаманташи - треугольные печенья с начинкой из мака или чернослива. Традиционно готовятся на праздник Пурим.
Ханука - буквально посвящение. Праздник огней.
Харосет - смесь из нарезанных яблок и орехов, приправленная корицей и вином, - символ Пасхального Седера.
Чуппа - свадебный полог.
Шаббат - суббота, священный день отдыха. Начинается на закате солнца в пятницу и заканчивается на закате солнца в субботу.
Шавиот - праздник недель.
Шмальц - буквально жир. Жиры мяса и птицы.
Шолент (чолент) - блюдо, приготовляемое на Шаббат в ночь с пятницы на очень медленном огне.
Шофар - горн, изготовляемый из рога барана. Используется в Священные дни.
Шочет - человек, обученный и имеющий право умерщвлять животных и птицу в соответствии с еврейскими законами питания.
Шхита - ритуальные правила умерщвления животных по канонам иудейской религии.
Щав - щавель или шпинат.
Этрог - цитрусовый фрукт, используемый для праздничного букета на праздник Сукот.

0